До недавнего времени средневековую философию чаще всего представляли как конгломерат эклектических и релятивистских идей. Дело в том, что господствующим мировоззрением Средних веков было христианство, магистральные идеи этого времени - это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и т.д. Философия считалась служанкой богословия, в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус. Само понятие философии калькировалось с античных представлений о ней или с понятий, бытовавших в Новое время, потому средневековая философия казалась параили псевдофилософией, внутри которой отдельные свободные умы перекраивали христианское мировоззрение в духе платонизма, аристотелизма или стоицизма. Такой подход означал, что самостоятельного философствования в ту пору не существовало. Философия казалась консервантом античных традиций при одном инструменте теоретизирования - формальной логике и при одном инструменте согласования всеобщего и единичного - символе.
Действительно, философия этого периода, и в этом ее исключительность, была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог-человек. Августин в трактате «О граде Божием» полагал философа, мудреца, богослова, пророка, учителя этики одной фигурой. Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначально Божественному смыслу бытия, отвечая на запросы религии и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее свойством - сомнением (в истинности исповедуемых догматов) и со свойствами разума, призванного эти сомнения побеждать.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
В отличие от истории Средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианской эпохе. Средневековую философию можно условно разделить на три периода: 1) патристику (II-VI вв.); 2) выявление возможностей Слова, связанного с христианской идеей творения мира по Слову, и Его воплощения в мире (VII-X вв.); 3) схоластику (XI-XIV вв.). И в каждом периоде обычно различают рационалистическую и мистическую линии. Однако стоит подчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистика рационально организована. И обе эти линии вплоть до XIII в., когда произошел разрыв разума и веры, были