Известно высказывание Т. Адорно о том, что своеобразным прототипом произведения искусства может служить такое явление, как фейерверк1. Это рукотворное изделие, которому свойственна мимолетность, несерьезность и развлекательность. Одновременно оно представляет собой эмпирическое «другое». Фейерверк - небесное знамение: вспыхивающая и тут же исчезающая огненная надпись, значение которой остается неразгаданным. Загораясь подобно фейерверку, истинное произведение искусства актуализируется в виде явления, выражающего определенное содержание. Смысл, заложенный в конкретной художественной форме, невыразим никакими другими средствами, например, с помощью морали или религии. Искусство обладает собственной ценностью, и каждая эпоха обнаруживает его новые свойства и безграничные возможности.
ВКУС, ГЕНИЙ, ИДЕАЛ
Автономность и суверенность искусства впервые обосновал И. Кант, которого по праву считают основоположником современной эстетики. Он полагал, что для создания подлинного искусства необходим гений, а для суждения о художественном произведении - вкус. Гений - это «врожденная способность души, посредством которой природа дает искусству правила»2, способность создавать то новое, что в дальнейшем признается образцом для подражания. Гений возможен только в искусстве. Сам гений не в состоянии объяснить свой природный дар, не в его власти преднамеренно изыскивать законы своего творчества. Оценивать произведения искусства призван вкус.
Вкус, реализующей свободу личности, фиксирует не столько свойства воспринимаемого объекта, сколько те переживания, которые человек обнаруживает в самом себе. Отсюда возникает некоторое затруднение (антиномия вкуса). Суть его в том, что, с одной стороны, суждение вкуса претендует на общеобязательность и всеобщность, но, с другой стороны, оно носит субъективный характер, поскольку выражает личное отношение и переживание. Тезис антиномии: суждение вкуса не основывается на понятии, поэтому его невозможно обсуждать. Антитезис: суждение вкуса основывается на понятии, поэтому его можно обсуждать и доказывать свою позицию. Кант видит