Требования к знаниям:
— понимание этиологии, патогенеза, клинических проявлений ячменя, блефарита, дакриоцистита, флегмоны слезного мешка;
— этапы сестринского процесса при заболеваниях придаточного аппарата глаз;
— цель сестринского процесса при заболеваниях вспомогательного аппарата глаз.
Медицинская сестра должна уметь:
— осуществлять на практике этапы сестринского процесса;
— оценить ситуацию, определить проблемы пациента;
— составить план сестринского вмешательства по выявленным проблемам;
— оценить результаты работы;
— выполнять назначения врача;
— освоить обязательные манипуляции:
◊
инстилляция растворов лекарственных средств в конъюнктивальную полость;
◊
туалет век и конъюнктивальной полости;
◊
закладывание глазной мази в конъюнктивальный мешок;
◊
выворачивание век и осмотр век и глазного яблока.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕК
Заболевания век составляет 10% заболеваний глаз. Различают врожденные и приобретенные заболевания с локализацией в коже, мышцах, «хрящах», железах и краях век. Врожденные заболевания - аномалии развития, положения и опухоли; приобретенные - в основном воспалительные заболевания и травмы.
Факторы риска заболеваний защитного и вспомогательного аппарата глаз многообразны: некорригированные аномалии рефракции (дальнозоркость, астигматизм), заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, гастроэнтероколиты), глистные инвазии (аскаридоз, лямблиоз), демодекоз и диабет.
АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ВЕК
Аномалии развития и положения век обусловлены многообразными факторами в период закладки и развития век.
Птоз, или опущение верхнего века, - наиболее часто встречающаяся аномалия век. Врожденный птоз возникает в связи с недоразвитием мышцы, поднимающей верхнее веко (леватор), или в результате нарушения иннервации, при котором опущение века сопровождается ограничением подвижности глазного яблока, так как они имеют общую иннервацию (ветви глазодвигательного нерва).