10.1. ДО ОПЕРАЦИИ
Многие клиницисты в своей практике пытались оценить ожидания пациентов от результатов хирургического лечения [1-3], придя в итоге к единому мнению о том, что ожидания пациентов могут весьма сильно отличаться от того, что мы, врачи, считаем объективным улучшением. Как правило, пациенты весьма критично относятся к результатам оперативного лечения, особенно если речь идет не об экстренной хирургии, а функциональной.
10.1.1. Беседа с пациенткой
Единственное, что может помочь сформировать правильные ожидания пациента, - это сугубо подробная консультация перед операцией. Пациентке должны быть разъяснены все риски и возможные осложнения, врач должен владеть данными научной литературы и апеллировать к ним. Необходимо детально объяснить суть планируемого хирургического лечения на понятном пациентке языке, минимизируя использование в речи обилия медицинских терминов, заменяя их более доступной лексикой. Зачастую в беседе помогает использование наглядных иллюстративных пособий. Также схематическое изображение самой операции или сути имеющейся патологии помогает пациенту понять, в чем смысл хирургического лечения. Как правило, недовольство пациентов результатами операции связано с тем, что врач пренебрегает подробными разъяснениями перед операцией либо из-за нехватки времени, либо по причине нежелания. К тому же к каждому пациенту должен быть обеспечен индивидуальный подход. Ожидания формируются в первую очередь исходя из особенностей образа жизни конкретного человека. Образ жизни напрямую влияет на удовлетворенность результатами операции. Так, к примеру, одна пациентка занимается спортом, и потеря мочи во время бега для нее является колоссальной проблемой, решив которую она может продолжить вести активный образ жизни. Естественно, что отказ от спорта из-за недержания мочи снижает качество жизни. И у такой пациентки результаты хирургического лечения в контексте субъективных ощущений ожидаемо будут хорошими. При этом другая пациентка, страдающая сезонным поллинозом, проявляющимся бронхиальной астмой, но не ведущая активный образ жизни, будет жаловаться лишь на недержание мочи при кашле. Хотя мы, клиницисты, прекрасно понимаем, что патофизиология развития недержания мочи и у первой, и у второй пациентки одинаковая. При этом ожидания у обеих женщин разные. Поэтому в ходе предоперационной беседы необходимо делать акцент на образе жизни, профессии и многих других аспектах повседневного образа жизни, таких как, к примеру, сексуальная активность, чтобы правильно сформировать ожидания пациентки. И все равно необходимо понимать, что пациенты подсознательно возлагают огромные надежды на хирургическое лечение. Даже несмотря на правильно построенную беседу, освещение всех нюансов и рисков, многие пациенты остаются недовольными, например, тем, что симптомы стрессового недержания мочи исчезли после операции, а ургентность осталась [4]. То же самое касается и реконструктивной хирургии пролапса гениталий. Восстановление анатомии органов малого таза не всегда приводит к улучшению функции, часть симптомов может остаться или возникнуть de novo (например, НМПН или ургентность) после хирургического лечения. Пациенты, перенесшие достаточно большую операцию, зачастую бывают не удовлетворены ее результатами.