Цель занятия: изучение методических основ определения и использования стандартизованных показателей.
План занятия
I. Рассмотрение теоретических основ определения и использования стандартизованных показателей.
■ Область применения стандартизованных показателей.
■ Прямой метод стандартизации. Методика вычисления стандартизованных показателей.
■ Косвенный метод стандартизации. Методика вычисления, область применения.
■ Обратный метод стандартизации. Область применения, методика вычисления.
II. Вычисление стандартизованных показателей.
ПОРЯДОК ВЫЧИСЛЕНИЯ СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ОБРАЗЕЦ)
Пример 3.1. Требуется определить: отличаются ли показатели плодовитости женщин в двух районах (А. и Б.), если известно, что возрастной состав женщин, проживающих в названных районах, различен (табл. 3.1).
Для исключения неоднородности возрастного состава женщин, проживающих в разных районах, необходимо использовать метод стандартизации (метод расчета условных показателей, позволяющих исключить неоднородность возрастного, полового и другого состава сравниваемых групп).
В данном случае необходимо использовать прямой метод стандартизации, так как известно возрастное распределение женщин и число родившихся у них детей.
Таблица 3.1. Характеристика рождаемости
• I этап вычисления стандартизованных показателей заключается в нахождении повозрастных показателей плодовитости (табл. 3.1, рис. 3.1). После вычисления стандартизованных показателей на первом этапе необходимо сократить количество десятичных знаков до 1.
• II этап вычисления стандартизованных показателей предусматривает нахождение стандарта. Для определения стандарта необходимо найти суммарное количество женщин, проживающих в районах А. и Б., затем определить состав каждой возрастной группы в расчете на 1000 женщин. В возрасте от 15 до 19 лет в двух районах (А. и Б.) проживали 3750 женщин (1800+1950). В возрасте от 20 до 24 лет - 5500 женщин (2100+2400) и т.д., всего в двух районах проживали 48 050 женщин.