Учебник соответствует перечню разделов учебной программы для студентов медицинских вузов и государственному образовательному стандарту III поколения. Он построен по классическому принципу: каждый раздел включает общую часть и частные вопросы. Латинские термины приведены в соответствии с Международной анатомической номенклатурой (2003).
В учебнике с позиций функциональной морфологии систематизированы и обобщены современные представления по всем разделам анатомии человека, которые позволяют обеспечить всестороннюю подготовку будущего врача к профессиональной деятельности.
В первом томе приводятся общие сведения об анатомии как науке, кратко излагаются исторические аспекты и вклад в развитие анатомии выдающихся зарубежных и отечественных ученых, описываются строение системы органов опоры и движения, анатомия внутренних органов. Второй том посвящен анатомии нервной и сосудистой систем, а также органов чувств.
Учебник имеет выраженную функционально-клиническую направленность. Из него исключены малозначимые сведения по филогенезу и сравнительной анатомии, оставлены лишь наиболее важные для последующего клинического обучения данные о развитии органов, их аномалиях и пороках развития. В нем содержится много нового, современного материала, наработанного за годы преподавательской деятельности коллективов кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии и кафедры морфологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
В учебнике освещены широко применяемые в клинической практике современные методы морфологического исследования, такие как рентгеноанатомия, эхолокация, компьютерная и магнитно-резонансная томография, сцинтигра-фия. Они делают анатомию «живой и прикладной» дисциплиной. Эти сведения размещаются после соответствующих разделов классической анатомии, что позволяет студентам при подготовке к занятиям получить целостное представление о строении органов человека.