В.В. Беляева
Трудный пациент в клинической практике
Методика «портрет трудного пациента» была разработана в сотрудничестве с Г.Н. Хан в 2009 г. и апробирована при проведении обучающих программ последипломного образования врачей. Участникам опроса давали задание описать наиболее характерные признаки трудного пациента.
В результате групповой работы на тренинге для специалистов Ленинградской области (Санкт-Петербург, 2011 г.) были обнаружены следующие представления о характерных признаках трудного пациента:
• грубый, наглый;
• фамильярный;
• самоуверенный;
• недоверчивый;
• агрессивный;
• мнительный;
• всех считает виноватыми;
• жует жвачку;
• находится в наркотическом или алкогольном опьянении;
• не принимает мнения врача;
• закрытый;
• считающий, что все ему должны;
• склонный к воровству;
• врун и эмоциональный шантажист.
Групповая дискуссия специалистов ФСИН (Москва, 2011 г.) выявила следующие представления о трудном пациенте:
• немотивированный;
• агрессивный;
• конфликтный;
• деградированный;
• примитивный;
• упрямый;
• неконтактный;
• психически неустойчивый;
• незаинтересованный.
Сходные результаты были получены при опросе группы участников выездного сертификационного цикла в Барнауле (февраль 2012 г.).
Трудный пациент, по мнению опрошенных специалистов:
• употребляет психоактивные вещества (65% ответов);
• агрессивный, отрицающий все (48%);
• не видит необходимости в лечении, отрицает диагноз (24%);
• замкнутый (24%);
• имеет опыт пребывания в местах лишения свободы (18%);
• недоверчивый (18%);
• не имеет перспектив в жизни (18%);