Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева, П.В. Губанов
Сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводятся серии лонгитудинальных исследований физического развития: первое исследование проводилось с 1960 по 1969 г. (144 мальчика, 148 девочек), второе - с 1982 по 1991 г. (121 мальчик, 125 девочек), третье исследование - с 2003 по 2015 г. (348 мальчиков и 358 девочек).
Исследования выполнены в одних и тех же 11 образовательных учреждениях г. Москвы (1960-е, 1980-е и 2000-е годы). Выбор учреждений для исследования осуществлялся из числа тех, руководители и родительский комитет которых одобрили участие детей в исследовании. Выполненная работа не ущемляет прав и не подвергает опасности благополучие субъектов исследования и соответствует требованиям биомедицинской этики.
Кроме того, в исследование вошли школьники, обследованные в образовательных организациях Москвы и Московской области, Рязанской области, Тульской области, Республики Саха (Якутия) в ходе поперечных наблюдений 2000-2012 гг.
В ходе исследований были осмотрены дети и подростки разных коллективов: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-мигранты, дети, проживающие в сельских районах, одаренные дети, дети в экстремальных ситуациях в ходе поперечных наблюдений. Изученные детские коллективы различаются по этническому признаку, климато-географическим и социально-экономическим условиям проживания, проживанию в мегаполисе, городе, селе.
Для анализа физического развития москвичей в сравнении с предыдущими лонгитудинальными исследованиями были оставлены только дети-славяне (русские, белорусы, украинцы, дети от смешанных браков этих национальностей). Для сравнения особенностей физического
развития детей в экстремальных климато-географических условиях обследовались русские дети и дети-якуты, родившиеся и постоянно проживающие в Республике Саха (Якутия). При анализе данных о физическом развитии учитывались сроки проживания детей в регионе, сроки обучения в образовательном учреждении, наличие хронических соматических заболеваний, полнота сбора материала, в том числе и анкетного.