В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бока-рева, Ю.А. Ямпольская, Н.А. Бесстрашная, Е.П. Ильчинская
3.1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время физическое развитие детей - один из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающих влияние эндогенных и экзогенных факторов.
Сравнительный анализ основных антропометрических показателей у современных московских школьников показал, что в возрасте 7-10 лет длина тела у мальчиков больше, чем длина тела у девочек [изменения выявлены на уровне тенденции (табл. 3.1, 3.2)]. Начиная с 11 лет девочки обгоняют своих сверстников по данному показателю. Второй ростовой перекрест происходит в 14 лет, с этого момента длина тела у мальчиков становится высокодостоверно больше, чем у девочек (p <0,001).
Таблица 3.1. Антропометрические показатели у современных московских школьников 8-18 лет, M±m
| | | | | Окружность грудной клетки, см | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Окончание табл. 3.1
| | | | | Окружность грудной клетки, см | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Таблица 3.2. Антропометрические показатели у современных московских школьников 8-18 лет, M±m
| | | Поперечный диаметр грудной клетки, см | Сагиттальный диаметр грудной клетки, см | Длина верхнего отрезка, см | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Окончание табл. 3.2
| | | Поперечный диаметр грудной клетки,см | Сагиттальный диаметр грудной клетки, см | Длина верхнего отрезка, см | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Таким образом, ростовые кривые для мальчиков и девочек выглядят традиционно (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Ростовые кривые у московских школьников при лонгитудинальном наблюдении 2003-2015 гг.
Анализ динамики массы тела школьников показал, что начиная с 15 лет мальчики статистически значимо (p <0,001) обгоняют своих сверстниц.
Кроме того, установлено, что у мальчиков с 9 лет статистически значимо (p <0,05, p <0,01, p <0,001) больше сагиттальный диаметр грудной клетки, с 14 лет - плечевой диаметр, а с 15 лет - поперечный диаметр грудной клетки и окружность грудной клетки.
Также было установлено, что начиная с 14-15 лет показатели пропорций тела (длина верхнего отрезка, длина туловища и длина ноги) достоверно больше у мальчиков (p <0,001).