1.1. СПЕЦИФИКА НАУКИ КАК СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наука представляет собой одну из форм познавательной деятельности, благодаря которой происходит получение новых форм знания и преобразование как окружающего человека мира, так и самого человека. Научное познание является частью культурной деятельности и развивается в тесном взаимодействии с философским, художественным, обыденным освоением мира.
Как справедливо отмечает В.С. Степин, говоря о специфике научного познания, для науки нет запретов на исследование реально существующих феноменов, однако она имеет свои ограничения. Наука может исследовать любые феномены, включая жизнь человека и его сознание, но только как особые предметы, которые подчиняются объективным законам. Там же, где она не может сконструировать предмет и представить его «естественную жизнь», определяемую сущностными связями, она оказывается бессильна [71]. Ограниченность науки связана с ее стремлением к объективности, в этом состоит и сила, и слабость научного познания. Благодаря объективности получаемых знаний наука становится весьма эффективным инструментом овладения природой. Однако необходимо понимать, что органичной составляющей познавательной деятельности является ее субъект - человек, поэтому вне рефлексии человеческого мышления невозможно понимание феномена научного познания и оценки его результатов.
Научная деятельность может быть определена как духовное производство, где происходит сложный процесс целенаправленной систематизации эмпирического материала, который затем становится основой для теоретического обобщения и выведения фундаментальных и частных законов. В то же время наука - это, прежде всего, форма теоретического отношения к миру. Важнейшей ее стратегией является способность опережать практику, выходить за пределы эмпирии,