3.1. МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
Исследуя динамику развития науки, мы задумываемся над рядом вопросов. Каковы механизмы и факторы этого процесса, в чем его сущность? Можно ли представить развитие научного знания как простое расширение объема и содержания научных истин или как путь качественных изменений, революций? В чем заключается взаимосвязь традиций и новаций в науке?
Активное обсуждение этих и подобных вопросов определило формирование философии науки во второй половине XX века. Но модели роста и развития научного знания неосознанно осмысливались еще в период зарождения естествознания. Так, в XVII в. Ф. Бэкон, будучи основоположником индуктивного метода в науке, полагал, что в науке происходит постоянное расширение научного знания путем последовательных индуктивных обобщений. Такая модель получила название индуктивной. Она была основана на аналогичном методе. Процесс познания сводился к тому, что познание начинается непосредственно с чувственного восприятия отдельных вещей и явлений в процессе наблюдения и эксперимента, в ходе которых идет накопление научных фактов, а в дальнейшем систематизация и обобщение фактов ведут к выдвижению гипотез и теорий. От частных теорий происходит переход к более общим. Действительно, применительно к некоторым естественным наукам этот механизм роста знания от частного к общему во многом является правильным. Так, например, концепция происхождения жизни, выдвинутая А.И. Опариным, может быть рассмотрена как частный случай современной теории биохимической эволюции. А выдвинутая в 1947 г. концепция биопоэза
Дж. Бернала, современные исследования в этой области (А.П. Руден-ко, Т. Сугавара, Е.В. Кунин) являются продолжением этой теории (рис. 3.1).