1. В современном смысле этого слова наука возникла:
а) в V в. до н.э.;
б) в XVII-XVIII вв.;
в) в XIX в.;
г) в первой половине XX в.
2. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется:
а) дедукция;
б) индукция;
в) экстраполяция;
г) аналогия.
3. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется:
а) моделирование;
б) сравнение;
в) измерение;
г) идеализация.
4. Метод, в ходе которого исследователь активно воздействует на изучаемый объект путем создания искусственных условий, необходимых для выявления определенных свойств объекта, - это:
а) моделирование;
б) эксперимент;
в) измерение;
г) идеализация.
5. Структурообразующим началом совокупной системы знания являются:
а) методы научного познания;
б) представления о результатах познания;
в) идеалы, нормы и научная картина мира;
г) ценности научного сообщества.
6. Непосредственная цель, ведущая ценность науки, - это:
а) утверждение относительности истины;
б) объективная истина, постигаемая рациональными средствами и методами;
в) представление о практике как критерии истины;
г) эффективность знания.
7. Движущая сила научного познания, влияющая на приоритеты научных исследований и определяющая их, - это:
а) методология;
б) гносеология;
в) практика;
г) пропедевтика.
8. Диалектика развития научной мысли ориентирована на:
а) отмирание одних теоретических построений и рождение новых;
б) поиск ведущих научных ценностей;
в) доказательство существования абсолютной истины;
г) обоснование непознаваемости сущности вещей.
9. Важнейшие характеристики науки:
а) обоснованность;