Глава 1. Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию товаров и услуг
1.1. СУЩНОСТЬ ЗАТРАТ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
Затраты любой организации представляют собой выраженные в денежной форме расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг). По своей экономической сущности они являются элементом управленческого учета, основное назначение которого состоит:
► в обеспечении необходимой информацией руководства хозяйствующего субъекта для принятия управленческих решений, включая методы калькулирования себестоимости и управления затратами на производство и реализацию товаров (работ, услуг);
► долгосрочном планировании и бюджетировании;
► контроле и анализе исполнения бюджетов;
► управлении по выявленным отклонениям и подготовке информации для разнообразных и многочисленных ситуационных управленческих решений, практическая эффективность которых определяется качеством подготовки исходной информации, формируемой и предоставляемой системой управленческого учета как обособленной подсистемы бухгалтерского учета в информационном поле организации.
Современное понимание сущности затрат как экономической категории, их учет и анализ невозможны без понимания таких категориальных терминов как расходы и издержки, зачастую используемых в современной экономической практике как синонимы, без учета существующей разницы между ними.
Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), затраты организации представляют собой потребленные (использованные) в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в бухгалтерском балансе на конец года в виде остатков незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных и т.д.
В зарубежных экономических источниках термин «затраты» характеризуется как «...стоимостная оценка потребления товаров и услуг» или «...потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги».