Глава 5. Теоретические основы и базовые параметры ценообразования
5.1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЦЕНЫ
Цена - важнейшая экономическая категория, значительно влияющая на решение социально-экономических проблем хозяйствующих субъектов, населения государства и укрепление всей финансовой системы страны, что приобретает особое значение в условиях рыночной экономики, поскольку основу любого рынка составляют спрос, предложение и цена на товары, работы и услуги как форма выражения их ценности, проявляющаяся в процессе купли-продажи, т.е. обмена, имеющего денежное выражение.
Практически перед организациями всех отраслей современной экономики в качестве одной из основных встает проблема расчета цены за произведенную ими продукцию, товары, выполненные работы или оказанные услуги. Современные задачи совершенствования российской социально-экономической системы на всех уровнях хозяйствования возвращают нас к необходимости теоретических построений ценообразования как методологического ключа к исследованию современных актуальных экономических проблем: «Главная задача экономики - объяснить нам то, что есть. Если все общество, однако, результат эволюции, то мы можем понять то, что есть, только зная, что было. Исследование социальных тенденций вводит вопрос о том, что должно быть» (Э. Селигман).
Изучение значительного ряда специальной экономической литературы позволяет сделать вывод, что теоретическое и прикладное решение современных проблем ценообразования, в том числе в медицине, лежит в плоскости развития и осмысления выводов науки прошлого, без которых сложно понять современность, что и определило логику изложения настоящего раздела учебника: от теоретических аспектов - к особенностям и проблемам ценообразования на медицинские услуги в условиях наличия различных форм собственности и источников финансирования деятельности медицинских организаций.