Планирование медицинской помощи является основой финансирования, расчета численности медицинских работников и кадровой политики, развития сети медицинских организаций. Особую актуальность эти вопросы приобретают в период кризисных явлений в экономике. Жизнеспособность того или иного плана определяется возможностью его внедрения в практику здравоохранения, сокращением разрыва между потребностями населения в медицинской помощи и финансовыми возможностями государства по обеспечению этих потребностей. По сравнению с предыдущей публикацией на эту тему [57] в данный раздел включены показатели на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. а также на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг. (по проекту соответствующего постановления Правительства РФ, опубликованному в период подготовки данной книги).
Планирование медицинской помощи проводится поэтапно и базируется на изучении заболеваемости населения, определении потребности в том или ином виде с учетом современного состояния и перспективного развития технологий лечебно-диагностического процесса. Плановые показатели деятельности медицинской организации формируются по схеме, представленной на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Этапы определения показателей деятельности медицинской организации
Статистические данные по заболеваемости населения отражают лишь фактическую обращаемость за медицинской помощью и свидетельствуют в определенной мере о степени развития того или иного вида медицинской помощи и его доступности для населения. В целях планирования эти данные дополняются специально проводимыми научными исследованиями.
В период советского здравоохранения работы по изучению заболеваемости основывались на выборочных исследованиях по проведению комплексных осмотров населения, выявлению заболеваний, в том числе и тех, по которым не было обращаемости за медицинской помощью [58-61]. Затем экспертным путем на основе современных на тот или иной период времени технологий лечебно-диагностического процесса определялись возможности здравоохранения по оказанию медицинской помощи и устанавливались планово-нормативные показатели в числе коек и посещений. На основании этих данных рассчитывалось число врачебных должностей: для амбулаторно-поликлинической помощи - от числа посещений через плановую функцию врачебной должности, а для больничной помощи - от планируемого числа коек через оборот койки и штатные нормативы. Планово-нормативные показатели издавались Минздравом СССР в виде Методических указаний [62]. Такая система планирования обеспечивала определенную дифференциацию показателей по союзным республикам, а в РСФСР - еще и по 10 экономико-географическим районам.