Студент должен знать:
- значение процессов регуляции и саморегуляции для удовлетворения потребностей человека;
- сущность функциональной системы, значение её компонентов;
- классификацию и общие принципы строения нервной системы;
- разновидности нейронов и нервных волокон;
- строение синапса и виды синапсов;
- рефлексы и виды рефлексов;
- строение и функции рефлекторной дуги;
- функции рецепторов;
- строение и функции нервного центра;
- физиологические свойства возбудимых тканей;
- биоэлектрические явления в нервной и мышечной тканях;
- виды мышечных сокращений, их механизм;
- свойства мышц: силу, работу, энергетику, утомляемость.
Студент должен уметь:
- использовать физиологические латинские термины.
5.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РЕГУЛЯЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Организм человека подвержен влиянию разнообразных, непрерывно меняющихся условий внешней среды. Обязательное условие выживания организма заключается в необходимости поддержания внутренней среды и функциональной активности органов на относительно постоянном уровне. Гомеостаз - способность биологических систем противостоять изменениям и поддерживать динамическое равновесие внутренней среды организма. Механизмы, поддерживающие гомеостаз, в совершенстве отработаны эволюцией и позволяют человеку хорошо адаптироваться к разнообразным изменениям внешней среды. Среди показателей гомеостаза существуют и крайне жёсткие константы, малейшие изменения которых приводят к грозным нарушениям (рН крови, концентрация Н+ и др.). Менее жёсткие показатели колеблются в определённых пределах: АД, температура тела, уровень сахара в крови и др. Нарушения гомеостаза проявляется не только множеством вегетативных расстройств, но и существенно изменяет поведение человека.