В здоровых зубных рядах жевательное давление передается на все зубы, так как они находятся в контакте.
При заболеваниях пародонта обычное давление, которое обеспечивало нормальную жизнедеятельность зуба, губительно для больного пародонта. Особенно вреден горизонтальный компонент жевательного давления. Зубы выдвигаются из лунок, веерообразно расходятся. Невидимая на глаз физиологическая подвижность переходит в патологическую. Зубные ряды начинают приобретать дефекты. Убывает костная ткань альвеолы. Коронка увеличивается за счет длины корня. Устойчивость зубов постоянно уменьшается.
Исходя из этого специалист должен решить следующие задачи:
• принять меры к правильному распределению жевательного давления среди оставшихся в полости рта зубов;
• снять с оставшихся зубов излишнюю нагрузку, появившуюся в результате частичной потери зубов, превратить разрозненные зубы в единую физиологическую систему;
• предохранить зубы от губительного воздействия горизонтального компонента жевательного давления.
Для выполнения указанных задач проводят комплексное лечение заболеваний пародонта. Одним из приемов такого лечения является шинирование зубов.
Различают следующие виды шинирующих аппаратов: несъемные шины (кольцевую, балочную, колпачковую, штифтовую, шину из экваторных коронок, полукоронок, полных коронок и др.), съемные шины (шины Эльбрехта, Оксмана, шину-каппу), бюгельные системы с шинирующими элементами, применяемые при дефектах зубных рядов (рис. 7.1).
Для шинирования передних зубов чаще применяют несъемные, а для шинирования боковых зубов и всего зубного ряда - съемные шины.
Шина из спаянных друг с другом колец не обеспечивает стабилизации зубов в вертикальном направлении и очень быстро расцементировывается.