В экспериментальной физиологии моделирование деятельности основано на формировании определенной биологической потребности, соответствующей доминирующей мотивации и изучении поведения в условиях результативного поведения (связанного с подкреплением). При исследовании целенаправленной деятельности человека ее моделирование чаще предполагает социально ориентированные формы поведения. При этом для создания моделей целенаправленной деятельности в экспериментальной физиологии и психофизиологии широко используется концепция функциональных систем.
Предложен ряд программно-аппаратных комплексов, моделирующих когнитивную и операторскую деятельность человека. Так, при использовании психофизиологического комплекса «Ритмотест» модель целенаправленной деятельности предполагала воспроизведение ритмично звучащих сигналов с определением ритмического порога воспроизведения у испытуемых. При этом продемонстрирована роль обратной связи, изменений физиологической стоимости деятельности в ее результативности; различия поведенческих тактик и механизмов вегетативного обеспечения при реализации целенаправленной деятельности (Лапкин М.М., 1999).
Применение тестовой микропроцессорной системы «Мнемотест» позволяет смоделировать целенаправленную деятельность человека путем предъявления зрительных образов различной сложности с различным временем экспозиции и последующим их воспроизведением испытуемыми с использованием режимов как с обратной, так и без обратной связи (Меркулова М.А., Лапкин М.М., 2014). Был применен широкий спектр показателей как положительно коррелирующих с результативностью деятельности (число правильных ответов, их дисперсия, скорость воспроизведения), так и негативно характеризующих результативность (количество ошибок, дисперсия ошибок). При применении данной модели также продемонстрирована роль обратной