При написании данного учебника авторы в первую очередь ориентировались на требования федеральных государственных образовательных стандартов III поколения по специальностям 060101 («Лечебное дело») и 060103 («Педиатрия»). В этих стандартах введена новая дисциплина - «Психиатрия и медицинская психология». Создатели стандартов исходили из сложившейся практики, когда существовавшую прежде дисциплину «Психология, педагогика» во многих медицинских вузах частично преподавали сотрудники кафедр психиатрии.
Следует признать, что учащиеся медицинских вузов действительно нуждаются в изучении специальных вопросов психологии, которые непосредственно касаются ежедневной работы врача. Эти вопросы должны обсуждать с ними не только психологи, но и практикующие врачи. Важно, чтобы проблемы медицинской психологии были рассмотрены не в начале обучения, а на старших курсах, когда у студентов уже сложится представление о существующих методах лечения, их осложнениях, возможных исходах терапии и ограниченности возможностей врача при некоторых злокачественных болезнях. Вместе с тем объединение психиатрии и медицинской психологии в одну дисциплину вводит учащегося в заблуждение. Складывается ложное впечатление, что между этими науками есть значительное родство. Кроме того, может показаться, что некоторые поступки пациентов в процессе лечения соматических расстройств (отказ от лечения, тревога, боязнь операции и др.) якобы можно отнести к вариантам психических расстройств. Мы решительно возражаем против такой трактовки.
Также вызывает сожаление тот факт, что по сравнению с прежней «Психиатрией и наркологией» трудоемкость новой дисциплины выросла незначительно (на восемь аудиторных часов). Этого времени явно недостаточно, чтобы обсудить со студентами такие важные вопросы, как индивидуальная реакция пациента на болезнь, роль коупинга и психологической защиты, проблемы межличностного общения, эмоциональное выгорание медицинских работников и многие другие.