только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 10
Страница 1 / 29

Глава 5. Спортивная тренировка

5.1. Цель, принципы и содержание спортивной тренировки

Спортивная тренировка представляет собой сложную систему средств подготовки спортсмена к соревновательной деятельности, основанных на достижениях педагогики, биологии и медицины, социологии и других областей науки и общественной практики (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Основные элементы спортивной тренировки как педагогической системы (Аухадеев Э.И.)

Элемент

Содержание

Цель

Достижение максимально высоких спортивных результатов

Задачи

Развитие максимально высокого для спортсмена уровня общей и специальной PWC.

Развитие максимально высоких показателей двигательных качеств, обеспечивающих овладение необходимыми двигательными навыками.

Формирование двигательных навыков, обеспечивающих овладение необходимыми техническими приемами.

Развитие стратегических умений и навыков, характерных для соответствующего вида спорта.

Воспитание психологических свойств личности, обусловливающих достижение высоких результатов в соревновании

Средства

Специфическими средствами являются следующие физические упражнения:

  • общеподготовительные, служащие общему функциональному развитию организма спортсмена;
  • вспомогательные, создающие основу для развития необходимых двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, координация движений);
  • специальные подготовительные, являющиеся ключевыми элементами двигательных действий, осуществляемых во время соревнований;
  • соревновательные, представляющие собой всю совокупность соревновательных действий, осуществляемых в тактических и стратегических целях соревнования;
  • кроме специфических средств (физических упражнений), используют и неспецифические: психологическую подготовку, закаливание организма

Методы

Разъяснение педагогом (тренером) смысловой структуры двигательных, тактических и стратегических соревновательных и тренировочных действий, на основе которых у спортсмена формируются знания о содержании этих действий.

Приемы трансформации (путем упражнений) полученных спортсменом знаний в умения, то есть овладение двигательным составом понятой смысловой структуры действий.

Различные организационно-методические формы занятий физическими упражнениями и их систематизация в целях превращения двигательных умений в их автоматизированную форму (навыки) и в целях развития физических и психологических качеств

Принципы

Направленность к высшим достижениям и углубленная специализация.

Непрерывность тренировочного процесса.

Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.

Волнообразность и вариативность нагрузок.

Цикличность тренировочного процесса.

Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности

Тренировка - систематическое воздействие физических упражнений (в спорте высших достижений - 2-3 раза в день) на организм спортсмена в течение длительного времени (недель, месяцев, лет) - макро- и микроциклы, олимпийские циклы.

Цель спортивной тренировки[1] - достижение максимально возможного уровня подготовленности к соревнованиям.

Принципы спортивной тренировки:

  • направленность к высшим достижениям, углубленная специализация. Реализация принципа:
    • использование наиболее эффективных средств и методов тренировки;
    • интенсификация тренировочного процесса и соревновательной деятельности;
    • оптимизация режима жизни;
    • использование дополнительных средств тренировки;
  • непрерывность тренировочного процесса. Реализация принципа:
    • возможность микро-, мезо-, макроциклов;
    • эффект последействия тренировки;
    • регламентация нагрузок и отдыха;
  • единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам. Реализация принципа:
    • увеличение интенсивности и объема нагрузки в течение занятия;
    • увеличение занятий с избирательной направленностью;
    • увеличение количества занятий в течение одного дня;
    • увеличение количества занятий в микроцикле;
    • увеличение количества занятий в мезо- и макроцикле;
    • увеличение количества соревнований;
  • вариативность нагрузок. Реализация принципа;
    • развитие различных физических качеств;
    • повышение работоспособности;
    • увеличение суммарного объема нагрузок;
    • ускорение процессов восстановления;
    • профилактика переутомления;
  • цикличность тренировочного процесса. Реализация принципа:
    • систематическое повторение структурных элементов тренировочного процесса (микро-, мезо-, макроциклов);
    • взаимосвязь структурных элементов;
    • обусловленность нагрузки циклами и этапами тренировки;
  • единство соревновательной деятельности и структуры подготовленности. Реализация принципа:
    • использование методов моделирования соревновательной деятельности;
    • формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация