Обоснование
Основные функции гортани - дыхательная, голосообразовательная и защитная. Оценку дыхательной функции производят на уровне верхних дыхательных путей (риноманометрия) и с помощью исследования функции внешнего дыхания. Голосовая функция оценивается методом стробоскопии и методом акустического анализа голоса в сочетании с видеозаписью.
Цель
Используя стробоскопический эффект, объективно изучить при разных формах дисфонии у детей фонаторные колебания голосовых складок, имеющие частоту, намного превышающую предел возможности зрительного анализатора.
Показания
Применяют для определения функциональных и органических поражений гортани.
Противопоказания
Афония (отсутствие звучного голоса).
Методика
До исследования детям проводят эндовидеоларингоскопию с обязательной оценкой анатомических структур гортани (надгортанника, черпаловидных хрящей, черпалонадгортанных складок, межчерпаловидного пространства, вестибулярных и голосовых складок, передней и задней комиссуры, желудочков гортани и подскладкового отдела), а также состояния соседних с гортанью отделов (например, вход в пищевод). Исследование проводят при спокойном дыхании и фонации, обращают внимание на форму и подвижность надгортанника, цвет и сосудистый рисунок слизистой оболочки, тонус вестибулярных и голосовых складок и состояние их свободного края, участие структур гортани в фонации. Стробоскопическое исследование проводят во всех режимах (движения и неподвижного изображения) у детей всех возрастных групп.
Интерпретация результатов
Для оценки ларингостробоскопической картины используют разные параметры вибраторного цикла голосовых складок, придавая им иногда неодинаковое значение. Наиболее важные физиологические показатели, указывающие на проблемы с голосом: конфигурация, степень и фаза закрытия голосовой щели; вертикальный уровень, амплитуда и активность вибрации, смещение слизистой («слизистая волна»), симметрия и периодичность фаз.