Ad сalendas graecаs (после дождичка в четверг)
4.1. Качество медицинской помощи и его обеспечение
Ранее уже говорилось о том, что качество медицинской деятельности и качество медицинской помощи - это совершенно разные понятия. Минздрав РФ и все проверяющие инстанции (Росздравнадзор, фонды ОМС, страховые медицинские организации и др.), не имеющие, кстати, лицензии на этот вид деятельности, занимаются в основном контролем качества деятельности, о чем можно судить по законодательным и другим актам, штрафным санкциям за невыполнение предписаний и ошибкам в ведении документации и т.д. Кстати, произносимые с гордостью результаты проверок и растущие объемы штрафных денежных санкций говорят также о том, что средства, выделенные для больных, до них в полном объеме не доходят. По нашему мнению, все эти проверки, мешающие работать, нужно прекратить либо резко сократить и стимулировать проведение внутреннего контроля и обеспечения качества, сконцентрировав усилия именно на качестве медицинской помощи, т.е. на результатах для пациентов.
Совершенно очевидно, что в ближайшие годы с учетом демографических тенденций и кризисных условий основные усилия и средства в системе здравоохранения не должны распыляться по отдельным направлениям, как это обычно бывает, а сосредоточены на решении ряда приоритетных проблем. В сфере охраны здоровья, за которую, как подчеркивалось, должно нести ответственность государство, такими проблемами могут служить существенное уменьшение влияния негативных факторов на здоровье граждан, снижение не всей или общей смертно-
сти, а только преждевременной и предотвратимой, увеличение продолжительности здоровой жизни (индекс DALY). В области организации медицинской помощи населению, за которую должна быть отраслевая ответственность, к числу приоритетных проблем следует отнести максимально возможную поддержку материнства и детства, финансовый разворот от «тыловой» медицины, т.е. от центров высоких медицинских технологий и дорогостоящей техники к наиболее массовым и эффективным видам помощи, т.е. к ПМСП, массовой первичной и вторичной профилактике, к возможно раннему выявлению заболеваний, к улучшению качества медицинской помощи, организации этапности всех видов медицинской помощи (от простых методов к сложным, от общей помощи к специализированной, от массовых видов к индивидуальным и т.д.). И хотя сейчас на первый план выступают проблемы доступности медицинской помощи, что обусловлено проведенной «оптимизацией», т.е. сокращением значительного числа лечебно-профилактических учреждений и медицинских кадров, объединением и укрупнением медицинских учреждений, преимущественным финансированием дорогостоящих ВМП, куда при правильной организации должны поступать единичные пациенты, проблемы качества в медицине и здравоохранении являются весьма значимыми и интернациональными.