4.1. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент - управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики. Под процессом управления понимают совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее составляющих для достижения стоящих перед ними целей.
Цель управления медицинской организацией - обеспечение эффективности деятельности: медицинской, социальной и экономической.
Выделяют следующие задачи управления медицинской организации:
- создание услуг с учетом потребностей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов;
- обеспечение рентабельности деятельности медицинской организации и стабильного положения на рынке медицинских услуг; - развитие и совершенствование медицинской организации. Отдельные фазы (этапы) в процессе управления циклично повторяются (рис. 4.1).
В зависимости от структуры и функций организации выделяют самые разные направления менеджмента. Для медицинской организации в современных условиях наиболее актуальны следующие направления (табл. 4.1).
Рис. 4.1. Фазы процесса управления
Таблица 4.1. Направления менеджмента в здравоохранении
| |
| Формирование и претворение кадровой политики организации |
Административный (организационный) | Разработка рациональной системы управления и построение структуры организации |
| Разработка и внедрение финансовой политики организации - финансовое планирование; управление оборотными средствами, привлечение источников финансирования, заключение договоров с банками и фондами |
| Управление основной деятельностью организации |
| Управление целенаправленными преобразованиями в отрасли (модернизация, реорганизация) |
Qualita-менеджмент (управление качеством) | Воздействие со стороны руководства на процесс создания продукции (медицинской услуги) с целью обеспечения ее качества в соответствии со стандартами |
| Внедрение современных медицинских информационных систем |
| Управление рынком медицинских услуг |
| Управление сферой создания позитивного имиджа медицинской организации |
| Управление системой планирования деятельности по развитию медицинской организации |
Knowledge-менедж-мент (управление знаниями) | Управление повышением квалификации сотрудников, системой наставничества |
| Управление рисками, предотвращение возникающих инцидентов, аварий, нештатных ситуаций |
Основные правила управления организацией представлены двумя группами принципов: общими и частными (табл. 4.2).
Таблица 4.2. Принципы менеджмента
| |
Принцип применимости: «правила игры» разрабатывают для всех | Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления - эффективное распределение полномочий |
Принцип системности: руководство на основе анализа всех внутренних и внешних факторов | Принцип коллегиальности: участие в выработке решений членов коллектива |
Принцип многофункциональности: управлению подлежат все аспекты деятельности | Принцип научной обоснованности управления: стратегия на основе анализа перспектив политических, социальных, экономических преобразований |
Принцип интеграции: различные способы отношений и взглядов сотрудников должны интегрироваться внутри системы | Принцип плановости: установление основных направлений, планирование мероприятий для развития организации |
Принцип ориентации на ценности | Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности |
| Принцип иерархичности и обратной связи: создание многоступенчатой структуры управления |
| Принцип мотивации: создание системы поощрений и наказаний |
| Принцип демократизации управления |
Реализацию функций и принципов управления осуществляют путем применения различных методов. Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Выделяют организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления (табл. 4.3).
К основным функциям менеджмента относят планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль.