Проблемно-целевое обучение - метод обучения детей, страдающих хронической патологией, а также родителей, имеющих детей из групп риска по развитию заболеваний, ориентированный на определенную проблему и активное участие в этом процессе самого обучаемого ребенка и его родителей, в тесном сотрудничестве с врачом. Врач, больной ребенок и его родители становятся единомышленниками в лечении хронического заболевания. В этой связи важно отметить, что экспертами ВОЗ повышение среди населения уровня медицинских знаний внесено в перечень наиболее приоритетных образовательных программ ВОЗ.
Структурно-функциональная организация «школ» («школа молодой матери», «школа диабета», «астмашкола», «гастрошкола», «школа для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и позвоночника», «школа вегетативной дисфункции» и др.) предлагает методы реализации проблемно-целевого обучения. Она планирует предполагаемый результат в плане профилактики, уменьшения вторичных осложнений, тяжести заболевания, обеспечение качественного уровня лечения, обучение самоконтролю, самостоятельному управлению хроническим заболеванием (Рябухин Ю.В., 2001).
В целях воспитания здорового ребенка необходимо с первых дней жизни совместное партнерство родителей, медицинского персонала в различных школах по профилю заболевания.
ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ «ШКОЛ»
• Семья - главный этап реабилитации больных хроническими заболеваниями.
• Создание партнерства «врач-пациент-родители» в организации лечения заболевания.
• Необходимость знания родителями основ физиологии ребенка, рационального питания, фармакотерапии и самоконтроля.
• Повышение эффективности терапии и предупреждение инвали-дизации больных с заболеваниями различных органов.
• Психотерапевтическая реабилитация должна предшествовать физической реабилитации.
• Здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни.