Цель занятия: изучить организацию и проведение радиационно-экологических исследований, связанных с загрязнением радионуклидами окружающей среды и воздействием на человека ионизирующих излучений.
Практические навыки и умения: определить наиболее опасные радиоактивные элементы, имеющие экологическое значение в жизнедеятельности населения; оценить индивидуальный и коллективный риск персонала и населения при воздействии внешнего облучения.
Задание для аудиторной работы
1. Прочитайте учебный материал к теме занятия.
2. Рассчитайте коэффициенты риска при выдаче заключений по радиационно-гигиеническим паспортам.
3. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы и задания по теме занятия.
Радиационная экология - дисциплина, изучающая взаимодействие радиационных факторов окружающей среды с экосистемой и ее составляющими (популяциями, сообществами, биоценозами), с целью выявления общих закономерностей взаимодействия человека и человечества с источниками ионизирующих излучений, построения прогнозов и разработки мероприятий донозологической и первичной профилактики, направленных на предупреждения возникновения заболеваний.
Ионизирующее излучение в биосфере несет потенциальную опасность патологических (соматических) или зародышевых (генетических) нарушений, вероятность которых значительно увеличилась в последние десятилетия после открытия и использования ядерной энергии в военных и мирных целях.
Первый возникает в соматических клетках и может быть причиной развития рака у облученного индивидуума. Второй вид, появ-
ляющийся в зародышевой ткани половых желез, может привести к наследуемым нарушениям у потомства облученных людей.
Использование ядерных веществ для производства электрической энергии, применение радиоактивных элементов в промышленности и научных исследованиях, систематическое и нередко излишнее употребление их в медицинской практике, длительное пребывание у экранов телевизоров, мониторов компьютеров значительно увеличивают количество внутренних и внешних источников радиации, которой подвергается современный человек.