2.1. Скрининг, оценка и ведение боли в педиатрии
Проводят медицинские сестры или врачи всем амбулаторным пациентам во время первичного и повторного осмотра, учитывая возраст ребенка и следуя принципам ведения боли.
В возрасте 0-4 лет проводят мониторинг физиологических показателей на признаки стресса, такие как тахикардия, изменение дыхания, повышенная потливость ладоней, снижение вагусного тона, увеличение артериального и внутричерепного давления, уменьшение уровня СО2, повышение катехоламинов.
В возрасте 4-12 лет следует задать наводящие вопросы ребенку (если ребенок не в состоянии ответить, отвечает его законный представитель):
- У тебя что-то болит?
- Ты можешь показать, где болит?
- Еще где-то болит?
- Что вызвало появление боли?
- Когда началась боль?
I. При положительном скрининге - измерение боли с помощью шкал:
- 0-1 год - шкала NIPS;
- 1-4 года - шкала CHEOPS;
- 4-7 лет - шкала CHEOPS или визуально-аналоговая шкала (VAS);
- 7-10 лет - шкала VAS;
- старше 10-12 лет - шкала Мак-Гилла.
II. Идентификация причины и ее лечение (по возможности).
III. Купирование боли.
IV. Профилактика боли.
Шкала NIPS23
Показатель | Характеристика | Описание | Баллы |
Выражение лица | Мимические мышцы расслаблены | Спокойное лицо, нейтральное выражение лица | 0 |
Гримаса | Напряжение лицевой мускулатуры, хмурит брови, поднимает подбородок, кривит рот | 1 |
Крик (плач) | Ребенок спокоен | Молчит, не плачет | 0 |
Хнычет | Негромкие звуки, непостоянно стонет | 1 |
Неугомонный крик | С подъемами амплитуды, переливами, постоянный | 2 |
Дыхание | Спокойное | Обычный характер дыхания для данного ребенка | 0 |
Измененное | Неритмичное, нерегулярное, чаще, чем обычно, закатывается, задержка дыхания | 1 |
Руки | Расслаблены/обычное положение | Нет мышечной ригидности, периодические случайные движения рук | 0 |
Согнуты/разогнуты | Напряжение, повышение тонуса рук, ригидное и/или быстрое сгибание/разгибание рук | 1 |
Ноги | Расслаблены/обычное положение | Нет мышечной ригидности, периодические случайные движения ног | 0 |
Согнуты/разогнуты | Напряжение, повышение тонуса ног, ригидное и/или быстрое сгибание/разгибание ног | 1 |
Поведение ребенка | Спит/бодрствует | Тихо себя ведет, мирно спит или бодрствует, периодически двигает ногами | 0 |
Возбужден | Возбужден, не отдыхает и не успокаивается | 1 |
Баллы суммируются, более 3 баллов - боль есть (иногда низкий балл наблюдается у малышей в очень тяжелом состоянии на фоне медикаментозной седации) |
Шкала CHEOPS24
Признаки | Характеристика | Описание | Баллы |
Крик | Нет крика | Ребенок не кричит | 1 |
Стонет | Ребенок стонет или негромко вокализирует молчаливый крик | 2 |
Плачет | Ребенок плачет, но крик негромкий или хнычущий | 2 |
Громко кричит | Ребенок кричит в полный голос, рыдает, крик может сопровождаться жалобами или присутствовать без них | 3 |
Лицевая мимика | Сложная | Нейтральное выражение лица | 1 |
Гримаса | Выставляется только при негативном выражении лица | 2 |
Улыбается | Выставляется только при определенно позитивном выражении лица | 0 |
Вербальные реакции | Отсутствуют | Ребенок не говорит | 1 |
Жалобы, не касающиеся боли | Ребенок жалуется, но не на боль ("Я устал", "Хочу пить", "Где мама?") | 1 |
Жалобы на боль | Ребенок жалуется на боль | 2 |
Оба типа жалоб | Ребенок жалуется на боль и предъявляет еще другие жалобы ("Я устал", "Хочу пить", "Где мама?") | 2 |
Позитивный настрой ребенка | Ребенок контактен, позитивно настроен, говорит о разных вещах, не связанных с болью, и не жалуется | 0 |
Тело | Нейтральная позиция | Тело (не конечности) расслаблено, торс неподвижен | 1 |
Смещение | Тело ребенка смещается или извивается | 2 |
Напряжение | Тело изогнуто или напряжено | 2 |
Дрожание | Тело дрожит или непроизвольно сотрясается | 2 |
Вертикальное положение | Ребенок в вертикальной или приподнятой позиции | 2 |
Ограничение подвижности | Движения тела ограничены | 2 |
Прикосновение к месту боли (ране) | Не трогает рану | Ребенок не трогает или не царапает рану | 1 |
Тянется к ране | Ребенок тянется к ране, но не трогает ее | 2 |
Трогает рану | Ребенок слегка прикасается к ране или источнику боли | 2 |
Царапает болезненное место | Ребенок энергично хватает или царапает болезненное место (рану) | 2 |
Напряжение | Руки ребенка напряжены | 2 |
Ноги | Нейтральное положение | Ноги могут быть в любом положении, но расслаблены, включая легкие плавающие движения или раздельные движения в ногах | 1 |
Поеживание/удары ногами | Совершенно неспокойные или безостановочные движения ногами и/или выбрасывание ноги/стопы | 2 |
Подняты/напряжены | Ноги напряжены и/или подняты и прижаты к туловищу | 2 |
Ребенок стоит | Стоит, в том числе на коленях, или приседает | 2 |
Напряжение | Ноги опущены вниз, движения ограничены | 2 |
Баллы суммируются, если более 4 баллов - боль есть |
Шкала VAS1
_______________________________
1Children’s Hospital of Eastern Ontario Pain Scale - шкала оценки боли детской больницы Восточного Онтарио
_______________________________
1 Visual Analog Scale - визуально-аналоговая шкала.