К началу XXI века лучевая диагностика стала самостоятельной сферой здравоохранения, объединяющей рентгенологию, радиологию (радионуклидную диагностику), многочисленные методы на основе ультразвукового излучения, гибридные методы диагностики, а также радиационную гигиену, медицинскую физику, кибернетику, организацию здравоохранения и управление здравоохранением. В повседневной работе многочисленных медицинских организаций весь этот комплекс дисциплин именуют лучевой диагностикой (англ. radiology). Под этим термином понимают горизонтальную специализацию медицины, связанную с использованием ионизирующих и неионизирующих излучений для выявления структурных и функциональных изменений в органах и тканях с целью диагностики заболеваний.
Работа с изображениями представляет общую методологическую сущность и определяет родство лучевой диагностики с патоморфологией, дерматологией, эндоскопией, формируя понятие медицинской визуализации (англ. medical imaging). Сходство рабочих процедур сбора, подготовки и анализа данных определяет процессное сходство лучевой, функциональной и лабораторной диагностики. Перечисленные специальности и вместе взятые характеризуются работой врача с «цифровым двойником пациента» и работой руководителя центров диагностики со схожими управленческими инструментами (дашборд, бенчмаркинг, ключевые показатели эффективности, управление по целям и метрикам). Наконец, развитие телемедицины стало мощным драйвером стандартизации перечисленных дисциплин и открыло возможности потокового применения алгоритмов автоматизированного анализа изображений и данных.
С клинической точки зрения все перечисленные выше компоненты медицинской визуализации хоть и объединены в рамках единой концепции, тем не менее имеют свои характерные особенности, требующие отдельной специализации и целевого обучения. Однако есть мощный объединяющий фактор - это менеджмент (как наука об организации, управлении, эффективном использовании ресурсов и контроле), основанный на единообразии бизнес-процессов и цепочки создания ценности для конечного потребителя, пациента.