ГЛАВА 6
что науке сегодня известно
о вирусах?
Основные стимулы научной работы - это либо выполнение социальных или административных заказов, либо научное любопытство или моральная ответственность.
В.М. Жданов
В мире парадоксов
Начав изучать вирусы, вирусологи сразу же попадают в мир парадоксов и должны отказаться от привычных понятий.
Парадокс первый. Представьте себе такую ситуацию. Поставлена задача размножить какой-либо животный организм. Как это происходит на самом деле, мы хорошо знаем. Нам вряд ли придет в голову абсурдная мысль расчленить клетки растений или животных на составные части (белки, нуклеиновые кислоты, жиры, углеводы и т.д.), а затем смешать эти составные части, чтобы получить исходную клетку. Ясно, что, как бы мы ни старались, восстановить исходную клетку не удастся.
Сама мысль поставить такой опыт представляется абсурдной, впрочем, может быть, не лишенной привлекательности для писателей-фантастов.
Ведь чтобы осуществить такое, пришлось бы заменить реально существующий процесс следующей схемой: сначала производить массовую заготовку голов, туловищ, конечностей, внутренних органов, а затем все эти детали собирать и монтировать из них сразу сотни живых потомков. Такой необычный для всех способ размножения непригоден даже для самых просто устроенных организмов вроде амеб, дрожжевых клеток или бактерий. Тем не менее он является основным для воспроизводства вирусов. После проникновения вируса в клетку происходит массовая заготовка деталей потомства вируса - нуклеиновых кислот и белков, обычно это происходит в разных частях клетки, то есть репродукция вирусов носит разобщенный в пространстве и времени характер. После заготовки составных частей вируса происходит монтаж дочерних вирионов.