В основном документе Болонского процесса - Совместной декларации министров образования стран Европы на встрече в Болонье (19 июня 1999 г.) подчеркивается: «Мы должны добиться того, чтобы престиж... системы высшего образования в мире был так же высок, как престиж... культуры и науки».
Очевидно, что престиж медицины в большой мере определяется ее фундаментальными научными специальностями и учебными дисциплинами. К их числу относится и клинико-ориентированная фундаментальная дисциплина «Патофизиология» - основа профессионального медицинского образования, интеллекта, врачебного мышления и действия (по мнению экспертов ВОЗ, 1965).
Конечными целями курса патофизиологии и настоящего учебника являются следующие.
1) Формирование у обучающегося умения эффективно решать профессиональные задачи врача-педиатра.
Базой этого являются результаты патофизиологического анализа реальных клинико-лабораторных и других данных о конкретном пациенте, позволяющие сформулировать заключение о наличии у него: определенной формы патологии, ее этиологии, ее патогенезе, стратегии диагностического поиска при ней, лечения и профилактики.
2) Создание методической и практической базы врачебного мышления и эффективного действия педиатра.
Понятие «патофизиологический анализ» включает:
• анализ и оценку обучающимся клинических, лабораторных и инструментальных данных о пациенте и форме его патологии;
• формулирование на этой основе заключения о:
- причинах и условиях ее возникновения;
- механизмах развития;
- принципах и методах диагностики, лечения и профилактики. Оптимальным является поэтапное освоение дисциплины:
• первый этап: формирование научных представлений о патологическом процессе, форме патологии или болезни на основе изучения информационных материалов (настоящего учебника, а также других источников);