ГЛАВА 12. ПРИМЕНЕНИЕ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
При выполнении своих профессиональных обязанностей медицинским работникам часто приходится производить различные математические вычисления. И от правильности проведенных расчетов зависит здоровье, а иногда и жизнь пациентов. Именно поэтому в данной главе рассмотрены наиболее часто встречающиеся ситуации, при возникновении которых необходимо применение математических методов, чьи основы были заложены еще в средней школе.
12.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕНТА. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ
Определение
Процентом (от лат. procento - с сотни) называется сотая часть величины.
Для краткости вместо слова «процент» после числа ставится знак %.
Например. 1% от 100 кг равен 1 кг; 20% больных на 1000 населения означает 200 больных; 50% бракованной продукции говорит, что половина продукции некачественная, и т. п.
Чтобы найти процентное выражение числа, его нужно умножить
на 100.
Например. Если процентное выражение числа 1 есть 100%, то число 0,02 есть 2%, число 0,67 есть 67% этого числа.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся задачи на нахождение процентов.
Правило 1
Чтобы найти указанный процент данного числа, необходимо число умножить на значение процента и разделить на 100.
Пример 12.1. Отделение функциональной диагностики обслуживало 40 человек в день. После внедрения компьютерных технологий пропускная способность отделения увеличилась на 35%. Сколько человек стало обслуживать отделение?
Решение. Процент обследуемого населения составил
100% + 35% = 135%.
Тогда пропускная способность стала равной 40 ? 135/100 = 54 человека в день. ᐊ
Правило 2
Чтобы найти исходное число по указанному проценту, необходимо данное число разделить на значение процента и умножить