Е.А. Картон, Н.В. Морозова, М.А. Данилова
Разработка комплексной стоматологической профилактики и ортодонтиче-ской диспансеризации - один из основных путей совершенствования ортодон-тической помощи.
Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций, в том числе ранней потери зубов и связанных с этим осложнений, - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и устранение этиологических и патогенетических факторов, способствующих возникновению аномалий зубочелюстной системы. В задачи профилактики входят организационные и лечебные мероприятия, обеспечивающие выявление и устранение аномалий ЗЧС у детей, подростков и взрослых (Хорошилкина Ф.Я., 1999).
Критически анализируя сложившуюся практику профилактической работы врачей-ортодонтов, Ю.Л. Образцов (1994) отмечает, что осуществление этой работы начинают слишком поздно, когда факторы риска уже реализовали свое действие и появились признаки формирования аномалий. Кроме того, проводимые мероприятия имеют сугубо специальный («узкоортодонтический») характер и не являются частью мероприятий по воспитанию здорового ребенка, проводимых участковыми педиатрами. Очевидно, что осуществляемая ортодонтами профилактическая работа по своему содержанию не отвечает целям первичной профилактики и представляет собой, по сути дела, не профилактику аномалий, а их раннее лечение. Следовательно, система профилактики аномалий, во-первых, должна предусматривать высокий уровень интеграции в деятельности врача ортодонта, педиатра и акушера-гинеколога. Во-вторых, ее следует ориентировать на работу с детьми первых трех лет жизни, когда происходят наиболее значимые процессы роста и развития ЧЛО. Ориентация врачей-ортодонтов должна быть направлена на дифференцированный, индивидуальный подход, предусматривающий интенсивную профилактику прежде всего у детей групп высокого риска. Оценка эффективности профилактики, по мнению Ю.Л. Образцова (1994), может проводиться только на основе продолжительных наблюдений в течение всего периода формирования зубочелюст-ной системы.