Уважаемые коллеги!
Перед вами третье издание монографии «Здравоохранение России. Что надо делать». Первое издание вышло в 2010 г., второе - в 2015 г. Настоящее издание подготовлено, чтобы обосновать, что надо делать в здравоохранении РФ на федеральном и региональном уровнях для достижения общенациональной цели, поставленной в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 2041, - увеличения ОПЖ с нынешних 72,9 года до 78 лет к 2024 г. Третье издание актуализирует и дополняет второе, содержит ссылки на те его разделы, которые не требовали изменений и не вошли в настоящее издание. В этой связи желательно рассматривать их вместе.
В первом издании (2010 г.) был сделан системный анализ медико-демографических показателей РФ в динамике с 1970 г. и в сравнении с развитыми странами; факторов, определяющих здоровье населения; системы здравоохранения РФ и международного опыта реформирования здравоохранения. На этом основании был сформирован проект Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 г. Для ее реализации было обосновано необходимое финансирование - увеличение его на 10% ежегодно в постоянных ценах (2007 г. = 100%). В проекте Стратегии для увеличения ОПЖ и повышения доступности и качества медицинской помощи было предложено увеличить оплату труда медицинских работников и профессорско-преподавательского состава вузов в 2 раза; справедливо распределять финансовые ресурсы здравоохранения между субъектами РФ путем их централизации в ФОМС; развивать первичное звено здравоохранения; увеличить в 2 раза лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях, распространив его на все категории граждан; повысить эффективность управления здравоохранением путем предоставления автономии государственным и муниципальным медицинским организациям; реализовать масштабную программу по снижению потребления алкоголя и табака.
Из названных предложений в период с 2010 по 2015 г. были реализованы следующие: в соответствии с майским указом Президента РФ от 2012 г. проведено увеличение оплаты труда медицинских работников (до 200% у врачей и до 100% у средних медицинских работников по отношению к средней оплате труда в экономике региона), осуществлена централизация финансирования всех средств ОМС в бюджете ФОМС, реализована антиалкогольная концепция (распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р), принято антитабачное законодательство (Федеральный закон РФ от 23.02.2013 № 15-ФЗ). В результате в РФ с 2010 по 2018 г. потребление алкоголя снизилось на 30%, а распространенность курения с 2012 по 2018 г. сократилась на 21%, что положительно сказалось на показателях здоровья. Однако увеличение оплаты труда медицинских работников не сопровождалось соответствующим увеличением финансирования здравоохранения, напротив, с 2012 по 2015 г. оно сократилось на 6% в постоянных ценах (2012 г. = 100%). Более того, для изыскания дополнительных средств на оплату труда была реализована масштабная программа «оптимизации» (то есть сокращения ресурсов и мощностей государственной системы здравоохранения). Одновременно часть и без того недостаточных финансовых ресурсов здравоохранения была направлена в пользу строительства и обеспечения деятельности высокотехнологичных центров, в том числе перинатальных, тем самым существенно снизились расходы на оказание наиболее массовых видов медицинской помощи - первичной медико-санитарной, скорой и специализированной. Это, естественно, привело к росту числа недовольных системой здравоохранения почти до 70%, более того, в 2014 г. впервые за последние 8 лет перестал снижаться общий коэффициент смертности.
В этой связи во втором издании (2015 г.) была научно обоснована недопустимость «оптимизации» здравоохранения и сокращения объемов скорой и стационарной медицинской помощи. В нем были также сформированы антикризисный план по улучшению ситуации в здравоохранении, предложения по созданию системы обеспечения качества медицинской помощи в соответствии с международными стандартами, по развитию системы непрерывного медицинского образования с использованием дистанционных технологий, реструктуризации коечного фонда с формированием системы долговременного ухода за гражданами старшей возрастной группы и инвалидами. И вновь, как и в первом издании, настоятельно рекомендовано увеличить государственные расходы на здравоохранение до 5% ВВП.
В РФ в период с 2015 по 2018 г. на фоне ежегодного снижения государственного финансирования здравоохранения в постоянных ценах (2012 г. = 100%) было достигнуто увеличение ОПЖ на 2,7 года. Это результат продолжения политики по снижению потребления алкоголя и табакокурения, снижения младенческой смертности, организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи больным с инфарктами и инсультами и, как следствие, снижения смертности от этих причин. Однако к настоящему времени из-за длительного недофинансирования российского здравоохранения и сокращения его ресурсной базы все резервы для совершения прорыва в увеличении продолжительности жизни до 78 лет и повышении доступности и качества медицинской помощи полностью исчерпаны. Это напрямую выражается в высоком уровне недовольства как со стороны пациентов, так и медицинских работников.
В этой связи очень важна реализация НП «Здравоохранение» и «Демография», предусмотренных названным Указом Президента РФ. Однако для достижения цели по увеличению ОПЖ потребуются дополнительные меры и финансовые ресурсы. Третье издание как раз посвящено вопросам анализа состояния здоровья населения и системы здравоохранения РФ с акцентом на последние 6 лет, оценке достаточности мер, предусмотренных в Государственной программе «Развитие здравоохранение» до 2024 г., НП «Здравоохранение» и «Демография», для достижения общенациональной цели и, главное, научному обоснованию дополнительных предложений по приоритетным направлениям развития здравоохранения на период 2019-2024 гг. и необходимого для их реализации финансирования. Главные выводы и предложения монографии представлены на развороте издания.
Проделанная автором работа стала возможной благодаря неоднократному обсуждению ключевых проблем и предложений с руководителями здравоохранения регионов РФ - это республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Якутия, ХМАО, ЯНАО, Архангельская, Иркутская, Кировская, Пензенская, Рязанская области, регионы Дальневосточного федерального округа, Арктической зоны РФ. Положения настоящего издания неоднократно обсуждались на экспертных заседаниях Российской академии наук, Общероссийского народного фронта, на Российском инвестиционном форуме (г. Сочи), Петербургском международном экономическом форуме, Восточном экономическом форуме (г. Владивосток), Международном арктическом форуме «Арктика -территория диалога», на научных семинарах и конференциях Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ-КМК2), в том числе на ежегодной конференции для руководителей здравоохранения «Оргздрав - эффективное управление медицинской организацией»3. Всем участникам этих дискуссий автор выражает глубокую благодарность.
Хотелось бы надеяться, что к 2024 г. всем нам, кто занимается вопросами управления здравоохранением, наконец-то удастся добиться увеличения государственного финансирования здравоохранения и направить эти средства на решение приоритетных проблем, тем самым обеспечить выход отечественного здравоохранения на траекторию взлета.
Д-р мед. наук Г.Э. Улумбекова