Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 6
Страница 46 / 46

Часть I. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ И ФАКТОРОВ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.5. Лекарственное обеспечение населения

В данном разделе кратко рассмотрены вопросы лекарственного обеспечения населения РФ. Более подробный анализ этого вопроса проведен в разделе 5.5. В 2017 г. государственные и личные расходы населения на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях в РФ составили 350 $ППС (1 $ППС = 24,34 рубля)1 на душу населения. Это на 15% меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (410 $ППС) и в 1,7 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (600 $ППС) (рис. 85).

Государственные расходы по этой статье в РФ составили 65 $ППС на душу населения в год, что в 2,8 раза меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (185 $ППС), и в 6,4 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (415 $ППС)2 (см. рис. 85).

Рис. 85. Подушевые расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ (2017) и странах ОЭСР (2016)

В доле ВВП государственные расходы на ЛП и ИМН в РФ составили 0,25%, что в 2,4 раза меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (0,6%), и в 4,4 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (1,1%) (рис. 86).

Рис. 86. Расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях в доле ВВП, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ (2017) и странах ОЭСР (2016)

_______________________________
1 По данным Росстата в 2017 r. Доллар ППС - доллар, оцененный по паритету покупательной способности, - соотношение валют разных стран, установленное по покупательной способности этих валют применительно к определенному набору товаров и услуг (по всему ВВП).

2 Данные по странам ЕС представлены согласно сборнику ОЭСР Health at a Glance, 2017 (стоимость отпуска рецептурных и безрецептурных ЛП). Данные по стоимости отпуска рецептурных ЛП практически совпадают с объемом расходов государства на эти ЛП (могут не учитывать объем расходов населения в момент покупки рецептурного препарата 5-7%).

Выводы к главе 3

  • В РФ высока доля личных расходов населения на здравоохранение, она составляет 35%, что в 1,3 раза выше, чем в «новых» странах ЕС (27%). Это связано с недостаточными расходами государства на здравоохранение: в 2018 г. подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ были в 1,9 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС. В доле ВВП государственные расходы на здравоохранение в РФ составили 3,2% ВВП, что в 1,6 раза ниже, чем в этих странах (5% ВВП).

  • На фоне и так невысоких государственных расходов на здравоохранение в РФ за последние 6 лет (с 2012 по 2018 г.) произошло их сокращение на 4% в постоянных ценах (2012 г. - 100%). Такое уменьшение расходов привело к снижению гарантированных объемов медицинской помощи.

  • За последние 6 лет (с 2012 по 2018 г.) на фоне роста заболеваемости населения на 7,8 млн случаев существенно сократились ресурсы системы здравоохранения РФ, определяющие ее мощности:
    • обеспеченность практикующими врачами снизилась на 12% (46 тыс. человек), обеспеченность средним медицинским персоналом снизилась на 5%, в том числе средним медицинским персоналом, работающим в ФАП и ФП, - на 15%. В результате обеспеченность практикующими врачами в РФ в 2018 г. оказалась на уровне «старых» стран ЕС и на 14% ниже, чем в Германии, хотя потоки пациентов в РФ значительно выше, соответственно, и мощности системы здравоохранения должны быть выше;
    • число медицинских организаций сократилось на 8% (с 2005 г. - в 2,2 раза), из них число больничных учреждений сократилось на 17%, а число самостоятельных АПУ - в 2,2 раза;
    • обеспеченность стационарными койками снизилась на 15%. В результате обеспеченность больничными койками в РФ при большем потоке больных стала на 15% ниже, чем в Германии, и почти на уровне «новых-8» стран ЕС.

  • Сокращение мощностей системы здравоохранения с 2012 по 2018 г. закономерно привело к сокращению фактических объемов наиболее массовых видов медицинской помощи по ПГГ за этот же период: число госпитализаций сократилось на 6%, число посещений АПУ - на 12%, число вызовов СМП - на 3%.

  • С 2013 по 2018 г. среднемесячная начисленная заработная плата врачей в постоянных ценах увеличилась только на 25%, среднего медицинского персонала - на 8%, при этом за этот же период существенно возросла их трудовая нагрузка.

  • Государственные расходы на лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях в РФ в 2,8 раза ниже по сравнению с «новыми-8» странами ЕС (в сопоставимых ценах в расчете на душу населения).