КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Травма тонкой кишки - нарушение целости и функций тканей тонкой кишки вследствие внешнего воздействия (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1984).
ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ
Закрытая травма тонкой кишки может быть в результате следующих механизмов: размозжение, при котором кишка сдавливается между передней брюшной стенкой и позвоночником; повреждения, вызванные разрывом тонкой кишки и брыжейки в местах их прикрепления связками; прямой удар в живот, при котором происходит внезапное повышение давления в кишечной петле с перфорацией. Из перечисленных механизмов наиболее часто тонкая кишка повреждается при прямом ударе в живот - 79%, тогда как желудок при прямом ударе в живот повреждается в 4,7%, а толстая кишка - 9,5% (Пугачев А.Г., Финкельсон Е.И., 1981). Анатомические особенности тонкой кишки обусловливают ее повреждение в различных отделах. ДПК расположена забрюшинно и поэтому относительно неподвижна к позвоночнику, тощая кишка фиксирована связкой Трейтца, а подвздошная кишка фиксирована слепокишечной связкой. Большое значение имеет степень наполнения тонкой кишки ее содержимым, так как разрыв кишки возможен только при значительном ее наполнении и фиксации к задней брюшной стенке. В данном случае, помимо внешней травмирующей силы, воздействующей на кишку, действует сила изнутри кишечной петли (Пугачев А.Г., Финкельсон Е.И., 1981). Использование средств безопасности пассажиров способствует спасению жизни, но одновременно обусловливает высокую частоту специфических повреж-
дений, включая перфорации кишечника. Синдром «ремня безопасности» характеризуется повреждением тонкой кишки, поперечным переломом тел поясничных позвонков, повреждением желудка или толстой кишки (Diebel L.M., 2013). Частота перфораций тонкой кишки значительно выше у пристегнутых пассажиров, чем у пострадавших без ремней безопасности (6% и 2% соответственно). По данным многоцентрового исследования Восточной ассоциации хирургов-травматологов, наличие синдрома «ремня безопасности» свидетельствует об увеличении относительного риска перфораций тонкой кишки у пострадавших вследствие дорожно-транспортных происшествий на 4,7% (Diebel L.M., 2013). Травма, связанная с насилием по отношению к детям, в последнее время стала встречаться чаще. На случаи такой травмы приходится более одной четверти всех госпитализаций по поводу травмы живота у детей в возрасте до одного года (Тихомирова О.Е. и др., 2015). Из 52 детей, получивших травму в случаях жестокого обращения с диагнозом «сочетанная травма и закрытая травма живота», повреждения тонкой кишки были выявлены у 36 (69,2%) детей (Тихомирова О.Е. и др., 2015). Травмы характеризовались локальными гематомами в области перфорации - 21 ребенок, интрамуральны-ми гематомами - 12 детей, множественными разрывами кишки - 3 ребенка. Среди наиболее частых причин травмы тонкой кишки можно отметить автодорожные происшествия - 74%, прямой удар в живот - 10%, падение с высоты - 8% (Sherman N.J., 1995). Механизм отсроченных разрывов тонкой кишки связан с частичным повреждением слоев кишки, которое со временем становится полнослойным