8.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дальнейшее развитие здравоохранения в Российской Федерации в значительной степени зависит от оптимальной численности, структуры и профессионального уровня медицинских и фармацевтических кадров. Это невозможно без разработки и реализации современной кадровой политики. Основные задачи такой политики в здравоохранении:
- совершенствование системы планирования и эффективного использования кадровых ресурсов с учетом реальной потребности населения в тех или иных видах медицинской помощи;
- повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе развития системы непрерывного образования, разработки государственных образовательных стандартов подготовки специалистов;
- достижение соответствия уровня оплаты труда работников здравоохранения объему и качеству оказываемой медицинской помощи;
- обеспечение правовой и социальной защиты работников отрасли, развитие государственного и социального страхования, повышение эффективности мероприятий по охране труда.
В 2013 г. в учреждениях здравоохранения системы Министерства здравоохранения РФ работало более 1 млн 295 тыс. медицинских работников среднего звена.
8.2. СТАТИСТИКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Для статистического анализа движения и эффективности использования трудовых ресурсов в здравоохранении используют следующие формы статистического учета (отчетности):
- сведения о численности, заработной плате и движении работников, ф. П-4;
- сведения о медицинских и фармацевтических кадрах, ф. 17;
- сведения о лечебно-профилактическом учреждении, ф. 30. На основе этих данных для исчисления статистических показателей, характеризующих трудовые ресурсы, рассчитывают среднесписочную численность работников.
Среднесписочную численность работников за отчетный период определяют путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день отчетного периода, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней данного периода.