Одной из первых классификаций ДЦП была классификация, предложенная Д.С. Футером (1958), которая основывалась на особенностях двигательных нарушений, характерных для определенных форм заболевания. Согласно этой классификации, выделяли следующие формы церебральных параличей:
• спастическую диплегию;
• двустороннюю гемиплегию;
• врожденную гемиплегию и моноплегию;
• двойной атетоз;
• мозжечковую атаксию.
С учетом ограниченности научных представлений о морфологическом субстрате ДЦП, характерной для того периода развития неврологии, принцип, положенный в основу этой классификации, не позволял устанавливать соответствие между причинами заболевания и клиническими проявлениями той или иной его формы.
Из других вариантов классификации ДЦП в большинстве случаев в клинической практике применяли два варианта: в России использовали рабочую классификацию ДЦП, предложенную К.А. Семеновой (1974), а за рубежом - модифицированную W.L. Minear (1956). Как следует из табл. 1, и первый, и второй варианты классификации заболевания схожи, и за их основу была принята выявляемая у больных форма двигательных нарушений. Вместе с тем рабочая классификация К.А. Семеновой лучше учитывала патогенез заболевания и в большей степени соответствовала Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10, 1989).
В настоящее время, согласно МКБ-10, выделяют следующие формы ДЦП: спастический церебральный паралич (G80.0), спастическую диплегию (G80.1), детскую гемиплегию (G80.2), дискинетический церебральный паралич (G80.3), атактический церебральный паралич (G80.4), другие виды детского церебрального паралича (G80.8) и детский церебральный паралич неуточненный (G80.9).
Спастический церебральный паралич - наиболее тяжелая форма заболевания, характеризующаяся симптоматикой спастического тетра-пареза, при котором тонические нарушения в равной мере выявляют в мышцах верхних и нижних конечностей. Выпрямительные установочные реакции у таких детей не сформированы, и поэтому они не могут самостоятельно сидеть и ходить. При этой форме ДЦП формируются расстройства гнозиса и праксиса, психические и речевые нарушения, и в большинстве случаев у детей диагностируют умственную отсталость различной степени тяжести. Тяжелый двигательный дефицит и психические нарушения приводят к ранней инвалидизации и социальной дезадаптации больных.