только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 31 / 39
Страница 1 / 26

Глава 26. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ)

В данной главе рассмотрена обширная группа психических расстройств различной этиологии и патогенеза, выражающихся в недоразвитии интеллекта. Для обозначения подобных расстройств используют разные термины, не всегда полностью совпадающие по значению. Термин «олигофрения» введен Э. Крепелином в 1915 г. и довольно широко используется в европейской психиатрии. В Англии и США вместо этого термина для обозначения этого расстройства также используют выражения «умственная отсталость» (mental retardation) и «задержка психического развития» (mental handicap). Поскольку оценку умственного недоразвития в англо-американской традиции в основном проводят в соответствии с показателями, полученными при психологическом тестировании, понятие «задержка психического развития» включает более широкий круг расстройств, обусловленных не только ранней органической патологией, но и социально-психологическими причинами, а также возникших вследствие прогрессирующих заболеваний (эпилепсии, шизофрении). В отечественной психиатрии ранее традиционно использовали термин «олигофрения». В настоящее время принят термин МКБ-10 - «умственная отсталость» [F70-F79].

Умственная отсталость (олигофрения) - группа непрогредиентных психических расстройств органической природы, проявляющихся общим психическим недоразвитием с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей, возникшим вследствие причин, подействовавших до завершения формирования основных процессов мышления (до рождения или до 3 лет).

К олигофрениям не относят расстройства интеллекта при прогрессирующих психических заболеваниях, таких как шизофрения и эпилеп-

сия, а также расстройства интеллекта вследствие тяжелых органических повреждений (травм, инфекций, интоксикаций), возникшие в старшем возрасте (после 3 лет), когда основные компоненты интеллектуальной деятельности уже достаточно сформировались. Следует учитывать, что при отдельных олигофрениях удается проследить некоторое про-грессирование в первые годы жизни (например, при фенилкетонурии и некоторых других наследственных энзимопатиях). Однако это про-грессирование происходит в период, когда интеллект ребенка еще не сформировался, а в дальнейшем состояние стабилизируется, развивается интеллектуальный дефект, довольно четко соответствующий признакам олигофрении.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация