Применение лекарственных препаратов в детском возрасте имеет ряд исключений, связанных с анатомо-физиологическими особенностями организма, отражающими процессы роста и дифференцировки органов и систем. В течение своего роста организм ребенка проходит определенные этапы развития (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Этапы развития ребенка
| |
| Период новорожденно-сти (неонатальный) | Ранний неонатальный период | |
Поздний неонатальный период | |
| Период грудного возраста (период младенчества или младший ясельный возраст) | |
| | Преддошкольный возраст (старший ясельный возраст) | |
Дошкольный возраст (период посещения детского сада) | |
| Период отрочества (младший школьный возраст) | |
| Период полового созревания (пубертатный период, старший школьный возраст) | |
Специфика развития в различные возрастные периоды обусловливает и особенности протекания патологических процессов (табл. 2.2).
Фармакотерапия в педиатрии существенно отличается от таковой у взрослых, что обусловлено отличной от взрослых фармакокинетикой и отчасти фар-макодинамикой лекарственных средств у детей.
Факторы, обеспечивающие абсорбцию ЛП (секреция соляной кислоты желудочного сока, формирование солей желчных кислот, время опорожнения желудка, моторика кишечника, длина кишечника и площадь эффективной абсорбирующей поверхности, нормальная микрофлора), снижены у новорожденных (доношенных и недоношенных) и могут быть как снижены, так и увеличены у больных детей любого возраста. Замедление опорожнения желудка и моторики кишечника увеличивает период, необходимый для достижения
Таблица 2.2. Особенности развития патологических процессов у детей в различные возрастные периоды
| Основная характеристика периода | Особенности патологических процессов в данном периоде |
| ► Адаптация к внеутробным условиям существования при морфологической незаконченности строения и несовершенной функции органов и систем. ► Начало легочного дыхания, функционирования малого круга кровообращения, энтерального питания, изменение энергетического обмена и терморегуляции, а также состава форменных элементов крови | ► Характерны последствия нарушений внутриутробного развития, родовые травмы, внутриутробные инфекции и инфекции новорожденных (в том числе заболевания кожи и пупочной ранки, септические состояния), проявления гемолитической болезни новорожденных и синдрома дыхательных расстройств (при недоношенности). ► Пониженная восприимчивость к детским инфекциям (корь, скарлатина, краснуха, дифтерия) вследствие трансплацентарной передачи антител, а также их передачи при грудном вскармливании |
| ► Высокие темпы роста и прибавки массы тела, высокая потребность в пищевых ингредиентах на килограмм массы тела при относительной недостаточности функции органов пищеварения. ► К 4-5 мес жизни снижение напряженности пассивного иммунитета при низком уровне приобретенного. ► Закладка фундаментальных параметров психомоторного развития и формирование психологического климата в семье | ► Легкость возникновения расстройств питания и нарушений пищеварения при неправильном вскармливании (предрасположенность к гипотрофии, анемии, рахиту, аллергическим реакциям). ► Легкость возникновения инфекций кожного покрова и слизистых оболочек, желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. ► Склонность к диффузному течению воспалительных реакций со склонностью к генерализации (выраженные клинические проявления и более тяжелое течение воспалительных заболеваний) |
| ► Постепенное совершенствование функций органов и систем с сохранением повышенной восприимчивости к факторам внешней среды. ► Полное формирование молочных зубов и начало смены прикуса на постоянный. ► Интенсивное формирование лим-фоидной ткани. ► Быстрое развитие двигательных возможностей при минимальном контроле за адекватностью движений и широкий контакт ребенка с окружающим миром. ► Быстрое развитие моторики и речи, формирование межличностных отношений | ► Склонность к гиперпластическим изменениям структур лимфоэпители-ального глоточного кольца (глоточной и нёбных миндалин). ► Риск травматизма и аспирации инородных тел. ► Повышенная частота инфекционных заболеваний, прежде всего - органов дыхания. ► Клиническая картина заболеваний во многом соответствует таковой у взрослого человека |
Окончание табл. 2.2
| Основная характеристика периода | Особенности патологических процессов в данном периоде |
Период младшего школьного возраста | ► Достижение уровня морфофунк-циональной зрелости взрослого человека для большинства органов и систем. ► Развитие мышечной силы. ► Отчетливая разница в телосложении в зависимости от пола ребенка | ► Склонность к развитию астении, невротических реакций, патологии желудочно-кишечного тракта вследствие длительного пребывания в школе, нарушения режима питания и физической активности. ► Высокая частота инфекционных заболеваний. ► Риск острых отравлений и несчастных случаев |
| ► Становление репродуктивной зрелости организма | ► Возможность развития гормональных нарушений |
терапевтических концентраций, при назначении энтеральных препаратов грудным детям в возрасте до 3 мес.
Вследствие пониженного содержания альбумина в сыворотке крови новорожденных и грудных детей возможно увеличение свободной фракции препарата в плазме крови, что предрасполагает к развитию более выраженного фармакологического эффекта и повышению риска нежелательных лекарственных реакций.
Метаболизм и элиминация ЛП у детей широко варьируют в зависимости от возраста. Так, у новорожденных для большинства препаратов Т1/2 в 2-3 раза больше, чем у взрослых. Почки, легкие и кожа также играют роль в метаболизме некоторых лекарственных средств, как и кишечные ферменты новорожденных.