Б.М. Блохин, И.П. Лобушкова
Кашель - частый симптом как в амбулаторной, так и госпитальной практике. Он служит одним из основных поводов для обращения пациентов, особенно раннего возраста, за медицинской помощью. Большинство острых и хронических бронхолегочных заболеваний почти всегда сопровождаются кашлем, а пациенты с хроническим кашлем неясной этиологии составляют 10-38% больных в практике педиатра.
КОДЫ ПО МКБ-10
Единой классификации кашля в настоящее время нет. МКБ-10 относит кашель к следующим рубрикам.
• Кашель (R05).
• Кашель с кровью (R04.2).
• Психогенный кашель (F45.3).
ПАТОГЕНЕЗ
Основная роль кашля заключается в очищении и восстановлении проходимости дыхательных путей. Знание основных закономерностей причин и особенностей механизма возникновения кашля у детей - необходимое условие повседневной работы врача-педиатра.
Кашель (от лат. tussis) - защитный сложнорефлекторный акт, характеризующийся резким нарастанием внутригрудного давления (за счет синхронного напряжения дыхательной и вспомогательной мускулатуры) при закрытой голосовой щели с последующим ее открытием и толчкообразным форсированным выдохом, при котором из дыхательных путей удаляется их содержимое. В основе кашля лежит сложный рефлекс с афферентными путями от каш-левых рецепторов к так называемому кашлевому центру в стволе головного мозга и эфферентным звеном рефлекса, которые передают импульс к эффекторам, включающим дыхательные мышцы.
Афферентная часть рефлекторной дуги кашлевого рефлекса образована волокнами тройничного, языкоглоточного, верхнего гортанного и блуждающего нервов. Кашлевой рефлекс обычно инициируется стимуляцией чувствительных нервных окончаний ротовой полости, придаточных пазух носа, гортани, голосовых связок, глотки, наружного слухового прохода, евстахиевой трубы, трахеи и ее бифуркации, мест деления бронхов (бронхиальные шпоры), плевры, перикарда, диафрагмы, дистальной части пищевода и желудка. Схема дуги кашлевого рефлекса представлена на рис. 16.1.