В современных условиях развития отечественного здравоохранения особое значение имеет поиск путей совершенствования специализированной медицинской помощи, что особенно важно для таких социально значимых заболеваний, как ЗНО у детей, поскольку они занимают лидирующие позиции в структуре детской смертности [36, 123, 140, 142, 146].
Специфика медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями предполагает мультидисциплинарный подход к диагностике и лечению пациентов [121, 131, 148, 176]. Совершенствование системы медицинской помощи требует интеграции клинических и организационных подходов [26, 27, 29, 33, 74, 109].
В связи с этим проведено исследование, целью которого явились научное обоснование и разработка структурно-функциональной модели системы организации медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями в РФ.
Исследование проводилось на базе детских онкологических отделений МО семи субъектов РФ, входящих в состав пяти федеральных округов: Центральный федеральный округ (регион № 1), Северо-Западный федеральный округ (регион № 2), Северо-Кавказский федеральный округ (регион № 4), Приволжский федеральный округ (регионы № 3 и 5) и Южный федеральный округ (регионы № 6 и 7).
Выбор обозначенных субъектов и федеральных округов РФ обусловлен территориальным расположением, численностью и заболеваемостью детского населения ЗНО, наличием или отсутствием в субъекте отделения детской онкологии, детских онкологических коек и врачей - детских онкологов.
В соответствии с критериями отбора данные субъекты являлись моделями, отражающими уровень организации медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями в субъектах РФ.
Объектами исследования являлись дети с солидными ЗНО (за исключением опухолей головного и спинного мозга), которые в 2011- 2015 гг. получали медицинскую помощь в одном из отделений детской онкологии МО обозначенных субъектов РФ (378 человек, 1534 медицинские карты стационарного больного); врачи - детские онкологи, работавшие в 2011-2018 гг. в одном из отделений детской