Книга Б.Д. Цыганкова и С.А. Овсянникова «Психиатрия. Основы клинической психопатологии», изданная как учебник для вузов, представляет собой фундаментальное руководство по общей психопатологии. Построенная по типу классических изданий, она имеет особенность следовать основному принципу педагогики с опорой на данные первоисточников. Поэтому авторы опираются на историко-клинический материал, рассматривая дескриптивную психопатологию в аспекте эволюции важнейших категорий психиатрии (нарушение восприятия, мышления, эмоций, сознания, памяти и др.). Естественным для такого учебника является включение главы, посвященной истории психиатрии и эволюции проблемы систематики, которая написана в ключе эпистемологии, ярко и убедительно, с анализом основных классификационных систем, в том числе и МКБ-10. Оригинально написаны главы, посвященные аксиальным симптомокомплексам, понятию конституции в психиатрии, дефинициям темперамента и характера. Типология личности опирается на фундаментальные работы Э. Кречмера, С.А. Суханова, Т.И. Юдина. Авторы справедливо уделяют особое внимание вопросам систематики типологических форм с учетом имеющихся тенденций к гипердиагностике шизофрении и приводят ее главные диагностические критерии, сформулированные в работах С.С. Корсакова, Э. Крепелина и Э. Блейлера об «основных симптомах» эндогенного процесса. Новое в изложении авторов - расшифровка понятия «инстинкт» применительно к расстройствам личности и создание оригинальной квантификационной «шкалы инстинктов». Эта методика может быть использована при дифференциальной диагностике психопатии и шизофрении. Патология восприятия опирается на классические понятия Ж. Эскироля, Ж. Байарже и В. Кандинского, авторы дают четкое определение отличий истинных галлюцинаций от иллюзий и псевдогаллюцинаций. С целью клинических иллюстраций приводятся доказательные истории болезни из классических трудов В. Кандинского, Ж. Байарже и др. Патология мышления четко подразделяется в связи с особенностями количественных и качественных нарушений в сфере ассоциаций. Расшифрованы особенности различных типов навязчиво-стей, которые дифференцируются от сверхценных и бредовых идей. С этой целью в текст учебника впервые вводится клиническая работа В.М. Морозова (ученика П.Б. Ганнушкина) о сверхценных идеях (1934) как фундаментальное исследование с убедительными клиническими