Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 7 / 15
Страница 1 / 1

Раздел 6. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

6.1. Осмотр, пальпация, сравнительная перкуссия и аускультация

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящего осмотра

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка

□ Да □ Нет

3

Проводить осмотр при достаточном освещении

□ Да □ Нет

Осмотр

4

Осмотреть кожу лица

□ Да □ Нет

5

Проговорить заключение с указанием:

• цвета кожного покрова

□ Да □ Нет

• наличия изменений кожного покрова, возможно указывающих на поражение дыхательной системы (цианоз, пена в углах рта, гиперемия одной щеки, раздувание крыльев носа при дыхании и др.)

□ Да □ Нет

6

Оценить носовое дыхание:

• зажать крыло носа с одной стороны

□ Да □ Нет

• попросить пациента дышать носом

□ Да □ Нет

• повторить с двух сторон поочередно

□ Да □ Нет

7

Проговорить заключение с указанием:

• носовое дыхание свободное/затруднено

□ Да □ Нет

• наличие/отсутствие отделяемого из носовых ходов

□ Да □ Нет

• дать характеристику отделяемого при его наличии

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

8

Осмотреть кисти:

• попросить пациента вытянуть руки перед собой:

□ Да □ Нет

■ ладонями вверх

□ Да □ Нет

■ ладонями вниз

□ Да □ Нет

• отдельно осмотреть дистальные отделы пальцев

□ Да □ Нет

9

Проговорить заключение с указанием:

• наличия/отсутствия признаков хронической гипоксии (деформация дистальной части пальцев по типу «барабанных палочек», ногтевого ложа по типу «часовых стекол») - рис. 6.1

□ Да □ Нет

10

Осмотреть грудную клетку:

• последовательно спереди, сбоку, сзади

□ Да □ Нет

• отсутствие (наличие) симптома Франка (рис. 6.2)

□ Да □ Нет

11

Проговорить заключение с указанием:

□ Да □ Нет

• соотношения переднезаднего и бокового размеров грудной клетки

□ Да □ Нет

• выраженности надключичных ямок

□ Да □ Нет

• величины эпигастрального угла

□ Да □ Нет

• направления ребер в боковых отделах грудной клетки:

■ положения лопаток относительно ребер

□ Да □ Нет

■ соотношения верхней и нижней апертуры грудной клетки

□ Да □ Нет

■ заключения по форме грудной клетки (на основании вышеописанных характеристик)

□ Да □ Нет

■ наличия/отсутствия деформаций грудной клетки

□ Да □ Нет

■ при наличии деформаций - описать их

□ Да □ Нет

12

Визуально оценить участие правой и левой половины грудной клетки в акте дыхания и проговорить заключение с указанием:

• синхронности/отставания движений половин грудной клетки при дыхании

□ Да □ Нет

• при наличии отставания - указать отстающую сторону грудной клетки (правая или левая)

□ Да □ Нет

13

Оценить тип дыхания и проговорить заключение с указанием:

• типа дыхания (грудной, брюшной, смешанный)

□ Да □ Нет

14

Оценить участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры и проговорить заключение с указанием:

Действие

Отметка о выполнении

• неучастия (участия) вспомогательной мускулатуры (межреберные промежутки, над-/подключичные ямки) в акте дыхания

□ Да □ Нет

• отсутствия (наличия) выбухания/западения уступчивых мест грудной клетки при дыхании

□ Да □ Нет

15

Оценить частоту, ритм и глубину дыхания:

• пальпаторно: положив свою руку на живот пациента, отслеживая его подъемы

□ Да □ Нет

• визуально: при определении пульса на лучевой артерии, глядя на грудную клетку пациента, отслеживая ее подъемы

□ Да □ Нет

• с использованием секундомера или часов с секундной стрелкой

□ Да □ Нет

• в течение не менее:

■ 1 мин для ребенка до 1 года

□ Да □ Нет

■ 30 с для ребенка старше 1 года

□ Да □ Нет

16

Проговорить заключение с указанием:

• частоты дыхательных движений за 1 мин

□ Да □ Нет

• ритма дыхания (ритмичное/нарушение ритма дыхания)

□ Да □ Нет

• глубины дыхания (поверхностное/глубокое)

□ Да □ Нет

Пальпация

17

Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей пальпации

□ Да □ Нет

18

Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка

□ Да □ Нет

19

Оценить эластичность/резистентность и болезненность грудной клетки:

• установить ладонь одной руки на грудину, вторую - на грудной отдел позвоночника параллельно друг другу (рис. 6.3, а)

□ Да □ Нет

• сдавить грудную клетку в переднезаднем направлении

□ Да □ Нет

• ладони установить симметрично в боковых отделах грудной клетки справа и слева (рис. 6.3, б)

□ Да □ Нет

• сдавить грудную клетку в боковом направлении

□ Да □ Нет

• спросить у пациента, были ли боли во время пальпации

□ Да □ Нет

20

Оценить голосовое дрожание:

• расположить ладони рук на симметричных участках грудной клетки (рис. 6.4):

■ область верхушек легких

□ Да □ Нет

■ по передней поверхности грудной клетки

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

■ по боковым поверхностям грудной клетки

□ Да □ Нет

■ по задней поверхности грудной клетки:

- над осями лопаток параллельно им

□ Да □ Нет

- в межлопаточной области вертикально параллельно позвоночному столбу

□ Да □ Нет

- ниже угла лопаток по ходу ребер

□ Да □ Нет

• при пальпации попросить пациента произнести фразу, содержащую букву «Р» (например, «тридцать три») или любую другую

□ Да □ Нет

21

Проговорить заключение с указанием:

• эластичности/резистентности грудной клетки

□ Да □ Нет

• отсутствия (наличия) болезненности при пальпации

□ Да □ Нет

• оценки голосового дрожания в симметричных участках грудной клетки (изменено/не изменено)

□ Да □ Нет

• при наличии изменений голосового дрожания - указать изменения (ослаблено/усилено) и их локализацию

□ Да □ Нет

Сравнительная перкуссия легких

22

Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей перкуссии

□ Да □ Нет

23

Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка

□ Да □ Нет

24

Провести сравнительную перкуссию легких спереди (рис. 6.5, а):

• над симметричными участками грудной клетки справа и слева

□ Да □ Нет

• по среднеключичным линиям

□ Да □ Нет

• зоны перкуссии:

■ над ключицами

□ Да □ Нет

■ по ключицам

□ Да □ Нет

■ справа ниже ключиц до области печеночной тупости

□ Да □ Нет

■ слева ниже ключиц до уровня III ребра

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр располагать параллельно ребрам по ходу межреберий

□ Да □ Нет

24

Провести сравнительную перкуссию легких в боковых отделах (рис. 6.5, б):

• над симметричными участками грудной клетки

□ Да □ Нет

• по средним подмышечным линиям

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• зоны перкуссии:

■ подмышечные области

□ Да □ Нет

■ не менее трех точек с каждой стороны (в зависимости от возраста ребенка)

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр располагать параллельно ребрам по ходу межреберий

□ Да □ Нет

25

Провести сравнительную перкуссию легких сзади (рис. 6.5, в):

• над симметричными участками грудной клетки

□ Да □ Нет

• зоны перкуссии:

■ над остью лопаток:

- палец-плессиметр располагается горизонтально параллельно ости лопатки

□ Да □ Нет

■ в межлопаточной области:

- палец-плессиметр расположить вертикально параллельно позвоночному столбу

□ Да □ Нет

- по паравертебральным линиям

□ Да □ Нет

■ под лопатками:

- палец-плессиметр расположить параллельно ребрам по ходу межреберий

□ Да □ Нет

- по лопаточным линиям

□ Да □ Нет

26

Проговорить заключение с указанием:

• характера перкуторного звука над симметричными участками грудной клетки

□ Да □ Нет

• наличия/отсутствия локальных изменений перкуторного звука

□ Да □ Нет

• при наличии локальных изменений перкуторного звука указать характер измененного перкуторного звука и его локализацию

□ Да □ Нет

Аускультация легких

27

Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей аускультации

□ Да □ Нет

28

Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка

□ Да □ Нет

29

Подсчитать количество дыхательных движений (в одной

из областей аускультации с использованием фонендоскопа) -

при трудности оценки частоты дыхания во время осмотра:

• в течение не менее 30 с

□ Да □ Нет

• попросить пациента не менять дыхание

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

30

Провести аускультацию легких:

• длительность аускультации в каждой точке не менее одного дыхательного цикла (вдох и выдох)

□ Да □ Нет

• проводить над симметричными участками грудной клетки

□ Да □ Нет

• зоны аускультации:

■ над ключицами (верхушки легких)

□ Да □ Нет

■ по передней поверхности грудной клетки (рис. 6.6, а):

□ Да □ Нет

- обходя зону сердечной тупости слева

□ Да □ Нет

■ в боковых отделах грудной клетки (рис. 6.6, б)

□ Да □ Нет

■ по задней поверхности грудной клетки (рис. 6.6, в):

- над остями лопаток

□ Да □ Нет

- межлопаточная область

□ Да □ Нет

- ниже углов лопаток

□ Да □ Нет

31

Проговорить заключение с указанием:

• основного дыхательного шума (везикулярное, бронхиальное и др.) - рис. 6.7

□ Да □ Нет

• отсутствия/наличия дополнительных (побочных) дыхательных шумов

□ Да □ Нет

• при наличии дополнительных дыхательных шумов - дать их характеристику:

■ какой шум (хрипы, крепитация, шум трения плевры)

□ Да □ Нет

■ локализация дополнительного дыхательного шума

□ Да □ Нет

■ динамика после маневров (откашливание, задержка дыхания, надавливание фонендоскопом и др.)

□ Да □ Нет

Рис. 6.1. Пальцы с деформацией по типу «барабанных палочек» и «часовых стекол»

Рис. 6.2. Симптом Франка

Рис. 6.3. Определение эластичности/резистентности грудной клетки

Рис. 6.4. Оценка голосового дрожания

Рис. 6.5. Сравнительная перкуссия грудной клетки спереди (а); в боковых отделах (б); сзади (в)

Рис. 6.6. Аускультация легких спереди (а), в боковых отделах (б) и сзади (в)

Рис. 6.7. Виды основных дыхательных шумов (схема): везикулярное (а); ослабленное везикулярное (б); усиленное везикулярное (в); бронхиальное (г); ослабленное бронхиальное (д); усиленное бронхиальное (е); жесткое (ж); саккадированное (з)

6.2. Топографическая перкуссия

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей топографической перкуссии

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка

□ Да □ Нет

3

Определить высоту стояния верхушек легких спереди (у детей старше 6-7 лет) - рис. 6.8, а:

• проводить последовательно с двух сторон

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр расположить над ключицей горизонтально

□ Да □ Нет

• направление перкуссии от середины ключицы снизу вверх и кнутри (по лестничным мышцам шеи)

□ Да □ Нет

• шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

• до перехода перкуторного легочного звука в тупой

□ Да □ Нет

• границу отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (нижний край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

• измерить высоту стояния верхушки легкого спереди:

■ сантиметровой лентой

□ Да □ Нет

■ от верхнего края ключицы до отметки

□ Да □ Нет

4

Проговорить заключение с указанием:

□ Да □ Нет

• уровня (в сантиметрах) расположения верхушек легких (правого и левого)

□ Да □ Нет

• относительно ключицы

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

5

Определить высоту стояния верхушек легких сзади (у детей старше 6-7 лет) - рис. 6.8, б:

• проводить последовательно с двух сторон

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр расположить параллельно искомой границе (над остью лопатки горизонтально)

□ Да □ Нет

• направление перкуссии - от середины ости лопатки в сторону остистого отростка VII шейного позвонка (к точке на 2-4 см латеральнее его)

□ Да □ Нет

• шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

• до перехода перкуторного легочного звука в тупой

□ Да □ Нет

• границу отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (нижний край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

• измерить высоту стояния верхушки легкого сзади:

■ сантиметровой лентой

□ Да □ Нет

■ относительно горизонтальной линии, проведенной через наиболее выступающую точку остистого отростка VII шейного позвонка («уровень» остистого отростка VII шейного позвонка)

□ Да □ Нет

6

Проговорить заключение с указанием:

• уровня (в сантиметрах) расположения верхушек легких сзади (правого и левого) (на уровне/выше/ниже)

□ Да □ Нет

• относительно уровня остистого отростка VII шейного позвонка

□ Да □ Нет

7

Определить ширину полей Кренига (у детей старше 6-7 лет):

• проводить последовательно с двух сторон (рис. 6.9)

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр расположить на середине трапециевидной мышцы перпендикулярно ключице

□ Да □ Нет

• направление перкуссии от середины трапециевидной мышцы медиально (к шее) и латерально (к плечу)

□ Да □ Нет

• шаг перкуссии - ширина пальца плессиметра

□ Да □ Нет

• до перехода перкуторного легочного звука в тупой

□ Да □ Нет

• границу отмечать по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (медиальная отметка - по латеральному краю, латеральная отметка - по медиальному краю)

□ Да □ Нет

• измерить ширину полей Кренига:

Действие

Отметка о выполнении

■ сантиметровой лентой

□ Да □ Нет

■ между латеральной и медиальной отметками

□ Да □ Нет

8

Проговорить заключение с указанием:

• ширины полей Кренига (в сантиметрах) справа и слева

□ Да □ Нет

9

Определить нижние границ легких (у детей старше 3 лет):

• проводить последовательно с двух сторон

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр расположить параллельно искомой границе (горизонтально по ходу межреберий)

□ Да □ Нет

• направление перкуссии сверху вниз по топографическим линиям:

■ справа: парастернальная, среднеключичная, передняя, средняя и задняя подмышечная, лопаточная, паравертебральная (у детей дошкольного возраста возможно по трем основным линиям: среднеключичной, средней подмышечной и лопаточной)

□ Да □ Нет

■ слева: передняя, средняя и задняя подмышечная, лопаточная, паравертебральная (у детей дошкольного возраста возможно по двум основным линиям: средней подмышечной и лопаточной)

□ Да □ Нет

• до перехода перкуторного легочного звука в тупой

□ Да □ Нет

• границу отмечать по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (верхний край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

• оценить нижнюю границу легких по каждой линии:

■ пальпаторно посчитать межреберья

□ Да □ Нет

• проговорить заключение с указанием:

□ Да □ Нет

■ уровня нижней границы легкого (указать межреберье) по каждой линии

□ Да □ Нет

10

Определить подвижность нижнего края легких (у детей в возрасте, возможном для выполнения указаний врача по изменению дыхания):

• проводить последовательно с двух сторон

□ Да □ Нет

• по топографическим линиям:

■ справа: среднеключичная, средняя подмышечная, лопаточная линии

□ Да □ Нет

■ слева: средняя подмышечная, лопаточная линии

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• палец-плессиметр расположить параллельно искомой границе (горизонтально по ходу межреберий) на уровне предварительно найденной нижней границы легкого

□ Да □ Нет

• попросить пациента глубоко вдохнуть и задержать дыхание (рис. 6.10, а)

□ Да □ Нет

• продолжить перкуссию на высоте вдоха:

■ направление перкуссии сверху вниз по исходной топографической линии

□ Да □ Нет

■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

■ до перехода перкуторного легочного звука в тупой

□ Да □ Нет

■ границу отмечать по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (верхний край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

■ сообщить пациенту о возможности восстановить спокойное дыхание

□ Да □ Нет

• уточнить у пациента самочувствие и готовность продолжить перкуссию

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр расположить параллельно искомой границе (горизонтально по ходу межреберий) на уровне предварительно найденной нижней границы легкого

□ Да □ Нет

• попросить пациента глубоко выдохнуть и задержать дыхание

□ Да □ Нет

• продолжить перкуссию на высоте выдоха:

■ направление перкуссии снизу вверх по исходной топографической линии

□ Да □ Нет

■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

■ до перехода тупого перкуторного звука в легочный

□ Да □ Нет

■ граница отмечается по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более тупого звука (нижний край пальца-плессиметра) ИСКЛЮЧЕНИЕ!

□ Да □ Нет

■ сообщить пациенту о возможности восстановить спокойное дыхание

□ Да □ Нет

• измерить подвижность нижнего края легкого (рис. 6.10, б):

■ сантиметровой лентой

□ Да □ Нет

■ расстояние между отметками на высоте вдоха и выдоха на соответствующей топографической линии

□ Да □ Нет

11

Проговорить заключение с указанием:

• подвижности нижнего края легкого (в сантиметрах)

□ Да □ Нет

• топографической линии для каждого показателя

□ Да □ Нет

Рис. 6.8. Определение высоты стояния верхушки легкого спереди (а), сзади (б)

Рис. 6.9. Определение ширины полей Кренига

Рис. 6.10. Определение подвижности нижнего края легкого (по правой среднеключичной линии): точка 1 - при спокойном дыхании (нижняя граница легкого); точка 2 - на высоте вдоха; точка 3 - на выдохе (а); измерение подвижности нижнего края легкого (б)

Для продолжения работы требуется вход / регистрация