6.1. Осмотр, пальпация, сравнительная перкуссия и аускультация
| | |
| Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящего осмотра | |
| Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка | |
| Проводить осмотр при достаточном освещении | |
|
| | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| | |
| • наличия изменений кожного покрова, возможно указывающих на поражение дыхательной системы (цианоз, пена в углах рта, гиперемия одной щеки, раздувание крыльев носа при дыхании и др.) | |
| | |
| • зажать крыло носа с одной стороны | |
| • попросить пациента дышать носом | |
| • повторить с двух сторон поочередно | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • носовое дыхание свободное/затруднено | |
| • наличие/отсутствие отделяемого из носовых ходов | |
| • дать характеристику отделяемого при его наличии | |
| | |
| | |
| • попросить пациента вытянуть руки перед собой: | |
| | |
| | |
| • отдельно осмотреть дистальные отделы пальцев | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • наличия/отсутствия признаков хронической гипоксии (деформация дистальной части пальцев по типу «барабанных палочек», ногтевого ложа по типу «часовых стекол») - рис. 6.1 | |
| Осмотреть грудную клетку: | |
| • последовательно спереди, сбоку, сзади | |
| • отсутствие (наличие) симптома Франка (рис. 6.2) | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • соотношения переднезаднего и бокового размеров грудной клетки | |
| • выраженности надключичных ямок | |
| • величины эпигастрального угла | |
| • направления ребер в боковых отделах грудной клетки: | |
| ■ положения лопаток относительно ребер | |
| ■ соотношения верхней и нижней апертуры грудной клетки | |
| ■ заключения по форме грудной клетки (на основании вышеописанных характеристик) | |
| ■ наличия/отсутствия деформаций грудной клетки | |
| ■ при наличии деформаций - описать их | |
| Визуально оценить участие правой и левой половины грудной клетки в акте дыхания и проговорить заключение с указанием: | |
| • синхронности/отставания движений половин грудной клетки при дыхании | |
| • при наличии отставания - указать отстающую сторону грудной клетки (правая или левая) | |
| Оценить тип дыхания и проговорить заключение с указанием: | |
| • типа дыхания (грудной, брюшной, смешанный) | |
| Оценить участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры и проговорить заключение с указанием: | |
| | |
| • неучастия (участия) вспомогательной мускулатуры (межреберные промежутки, над-/подключичные ямки) в акте дыхания | |
| • отсутствия (наличия) выбухания/западения уступчивых мест грудной клетки при дыхании | |
| Оценить частоту, ритм и глубину дыхания: | |
| • пальпаторно: положив свою руку на живот пациента, отслеживая его подъемы | |
| • визуально: при определении пульса на лучевой артерии, глядя на грудную клетку пациента, отслеживая ее подъемы | |
| • с использованием секундомера или часов с секундной стрелкой | |
| | |
| ■ 1 мин для ребенка до 1 года | |
| ■ 30 с для ребенка старше 1 года | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • частоты дыхательных движений за 1 мин | |
| • ритма дыхания (ритмичное/нарушение ритма дыхания) | |
| • глубины дыхания (поверхностное/глубокое) | |
|
| Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей пальпации | |
| Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка | |
| Оценить эластичность/резистентность и болезненность грудной клетки: | |
| • установить ладонь одной руки на грудину, вторую - на грудной отдел позвоночника параллельно друг другу (рис. 6.3, а) | |
| • сдавить грудную клетку в переднезаднем направлении | |
| • ладони установить симметрично в боковых отделах грудной клетки справа и слева (рис. 6.3, б) | |
| • сдавить грудную клетку в боковом направлении | |
| • спросить у пациента, были ли боли во время пальпации | |
| Оценить голосовое дрожание: | |
| • расположить ладони рук на симметричных участках грудной клетки (рис. 6.4): | |
| ■ область верхушек легких | |
| ■ по передней поверхности грудной клетки | |
| | |
| ■ по боковым поверхностям грудной клетки | |
| ■ по задней поверхности грудной клетки: | |
| - над осями лопаток параллельно им | |
| - в межлопаточной области вертикально параллельно позвоночному столбу | |
| - ниже угла лопаток по ходу ребер | |
| • при пальпации попросить пациента произнести фразу, содержащую букву «Р» (например, «тридцать три») или любую другую | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • эластичности/резистентности грудной клетки | |
| • отсутствия (наличия) болезненности при пальпации | |
| • оценки голосового дрожания в симметричных участках грудной клетки (изменено/не изменено) | |
| • при наличии изменений голосового дрожания - указать изменения (ослаблено/усилено) и их локализацию | |
Сравнительная перкуссия легких |
| Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей перкуссии | |
| Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка | |
| Провести сравнительную перкуссию легких спереди (рис. 6.5, а): | |
| • над симметричными участками грудной клетки справа и слева | |
| • по среднеключичным линиям | |
| | |
| | |
| | |
| ■ справа ниже ключиц до области печеночной тупости | |
| ■ слева ниже ключиц до уровня III ребра | |
| • палец-плессиметр располагать параллельно ребрам по ходу межреберий | |
| Провести сравнительную перкуссию легких в боковых отделах (рис. 6.5, б): | |
| • над симметричными участками грудной клетки | |
| • по средним подмышечным линиям | |
| | |
| | |
| | |
| ■ не менее трех точек с каждой стороны (в зависимости от возраста ребенка) | |
| • палец-плессиметр располагать параллельно ребрам по ходу межреберий | |
| Провести сравнительную перкуссию легких сзади (рис. 6.5, в): | |
| • над симметричными участками грудной клетки | |
| | |
| | |
| - палец-плессиметр располагается горизонтально параллельно ости лопатки | |
| ■ в межлопаточной области: | |
| - палец-плессиметр расположить вертикально параллельно позвоночному столбу | |
| - по паравертебральным линиям | |
| | |
| - палец-плессиметр расположить параллельно ребрам по ходу межреберий | |
| | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • характера перкуторного звука над симметричными участками грудной клетки | |
| • наличия/отсутствия локальных изменений перкуторного звука | |
| • при наличии локальных изменений перкуторного звука указать характер измененного перкуторного звука и его локализацию | |
|
| Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей аускультации | |
| Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка | |
| Подсчитать количество дыхательных движений (в одной из областей аускультации с использованием фонендоскопа) - при трудности оценки частоты дыхания во время осмотра: | |
| • в течение не менее 30 с | |
| • попросить пациента не менять дыхание | |
| | |
| Провести аускультацию легких: | |
| • длительность аускультации в каждой точке не менее одного дыхательного цикла (вдох и выдох) | |
| • проводить над симметричными участками грудной клетки | |
| | |
| ■ над ключицами (верхушки легких) | |
| ■ по передней поверхности грудной клетки (рис. 6.6, а): | |
| - обходя зону сердечной тупости слева | |
| ■ в боковых отделах грудной клетки (рис. 6.6, б) | |
| ■ по задней поверхности грудной клетки (рис. 6.6, в): | |
| | |
| | |
| | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • основного дыхательного шума (везикулярное, бронхиальное и др.) - рис. 6.7 | |
| • отсутствия/наличия дополнительных (побочных) дыхательных шумов | |
| • при наличии дополнительных дыхательных шумов - дать их характеристику: | |
| ■ какой шум (хрипы, крепитация, шум трения плевры) | |
| ■ локализация дополнительного дыхательного шума | |
| ■ динамика после маневров (откашливание, задержка дыхания, надавливание фонендоскопом и др.) | |
Рис. 6.1. Пальцы с деформацией по типу «барабанных палочек» и «часовых стекол»
Рис. 6.2. Симптом Франка
Рис. 6.3. Определение эластичности/резистентности грудной клетки
Рис. 6.4. Оценка голосового дрожания
Рис. 6.5. Сравнительная перкуссия грудной клетки спереди (а); в боковых отделах (б); сзади (в)
Рис. 6.6. Аускультация легких спереди (а), в боковых отделах (б) и сзади (в)
Рис. 6.7. Виды основных дыхательных шумов (схема): везикулярное (а); ослабленное везикулярное (б); усиленное везикулярное (в); бронхиальное (г); ослабленное бронхиальное (д); усиленное бронхиальное (е); жесткое (ж); саккадированное (з)
6.2. Топографическая перкуссия
| | |
| Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей топографической перкуссии | |
| Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка | |
| Определить высоту стояния верхушек легких спереди (у детей старше 6-7 лет) - рис. 6.8, а: | |
| • проводить последовательно с двух сторон | |
| • палец-плессиметр расположить над ключицей горизонтально | |
| • направление перкуссии от середины ключицы снизу вверх и кнутри (по лестничным мышцам шеи) | |
| • шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| • до перехода перкуторного легочного звука в тупой | |
| • границу отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (нижний край пальца-плессиметра) | |
| • измерить высоту стояния верхушки легкого спереди: | |
| | |
| ■ от верхнего края ключицы до отметки | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • уровня (в сантиметрах) расположения верхушек легких (правого и левого) | |
| | |
| | |
| Определить высоту стояния верхушек легких сзади (у детей старше 6-7 лет) - рис. 6.8, б: | |
| • проводить последовательно с двух сторон | |
| • палец-плессиметр расположить параллельно искомой границе (над остью лопатки горизонтально) | |
| • направление перкуссии - от середины ости лопатки в сторону остистого отростка VII шейного позвонка (к точке на 2-4 см латеральнее его) | |
| • шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| • до перехода перкуторного легочного звука в тупой | |
| • границу отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (нижний край пальца-плессиметра) | |
| • измерить высоту стояния верхушки легкого сзади: |
| | |
| ■ относительно горизонтальной линии, проведенной через наиболее выступающую точку остистого отростка VII шейного позвонка («уровень» остистого отростка VII шейного позвонка) | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • уровня (в сантиметрах) расположения верхушек легких сзади (правого и левого) (на уровне/выше/ниже) | |
| • относительно уровня остистого отростка VII шейного позвонка | |
| Определить ширину полей Кренига (у детей старше 6-7 лет): | |
| • проводить последовательно с двух сторон (рис. 6.9) | |
| • палец-плессиметр расположить на середине трапециевидной мышцы перпендикулярно ключице | |
| • направление перкуссии от середины трапециевидной мышцы медиально (к шее) и латерально (к плечу) | |
| • шаг перкуссии - ширина пальца плессиметра | |
| • до перехода перкуторного легочного звука в тупой | |
| • границу отмечать по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (медиальная отметка - по латеральному краю, латеральная отметка - по медиальному краю) | |
| • измерить ширину полей Кренига: |
| | |
| | |
| ■ между латеральной и медиальной отметками | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • ширины полей Кренига (в сантиметрах) справа и слева | |
| Определить нижние границ легких (у детей старше 3 лет): | |
| • проводить последовательно с двух сторон | |
| • палец-плессиметр расположить параллельно искомой границе (горизонтально по ходу межреберий) | |
| • направление перкуссии сверху вниз по топографическим линиям: | |
| ■ справа: парастернальная, среднеключичная, передняя, средняя и задняя подмышечная, лопаточная, паравертебральная (у детей дошкольного возраста возможно по трем основным линиям: среднеключичной, средней подмышечной и лопаточной) | |
| ■ слева: передняя, средняя и задняя подмышечная, лопаточная, паравертебральная (у детей дошкольного возраста возможно по двум основным линиям: средней подмышечной и лопаточной) | |
| • до перехода перкуторного легочного звука в тупой | |
| • границу отмечать по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (верхний край пальца-плессиметра) | |
| • оценить нижнюю границу легких по каждой линии: | |
| ■ пальпаторно посчитать межреберья | |
| • проговорить заключение с указанием: | |
| ■ уровня нижней границы легкого (указать межреберье) по каждой линии | |
| Определить подвижность нижнего края легких (у детей в возрасте, возможном для выполнения указаний врача по изменению дыхания): | |
| • проводить последовательно с двух сторон | |
| • по топографическим линиям: | |
| ■ справа: среднеключичная, средняя подмышечная, лопаточная линии | |
| ■ слева: средняя подмышечная, лопаточная линии | |
| | |
| • палец-плессиметр расположить параллельно искомой границе (горизонтально по ходу межреберий) на уровне предварительно найденной нижней границы легкого | |
| • попросить пациента глубоко вдохнуть и задержать дыхание (рис. 6.10, а) | |
| • продолжить перкуссию на высоте вдоха: | |
| ■ направление перкуссии сверху вниз по исходной топографической линии | |
| ■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| ■ до перехода перкуторного легочного звука в тупой | |
| ■ границу отмечать по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (верхний край пальца-плессиметра) | |
| ■ сообщить пациенту о возможности восстановить спокойное дыхание | |
| • уточнить у пациента самочувствие и готовность продолжить перкуссию | |
| • палец-плессиметр расположить параллельно искомой границе (горизонтально по ходу межреберий) на уровне предварительно найденной нижней границы легкого | |
| • попросить пациента глубоко выдохнуть и задержать дыхание | |
| • продолжить перкуссию на высоте выдоха: | |
| ■ направление перкуссии снизу вверх по исходной топографической линии | |
| ■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| ■ до перехода тупого перкуторного звука в легочный | |
| ■ граница отмечается по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более тупого звука (нижний край пальца-плессиметра) ИСКЛЮЧЕНИЕ! | |
| ■ сообщить пациенту о возможности восстановить спокойное дыхание | |
| • измерить подвижность нижнего края легкого (рис. 6.10, б): | |
| | |
| ■ расстояние между отметками на высоте вдоха и выдоха на соответствующей топографической линии | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • подвижности нижнего края легкого (в сантиметрах) | |
| • топографической линии для каждого показателя | |
Рис. 6.8. Определение высоты стояния верхушки легкого спереди (а), сзади (б)
Рис. 6.9. Определение ширины полей Кренига
Рис. 6.10. Определение подвижности нижнего края легкого (по правой среднеключичной линии): точка 1 - при спокойном дыхании (нижняя граница легкого); точка 2 - на высоте вдоха; точка 3 - на выдохе (а); измерение подвижности нижнего края легкого (б)