Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 15
Страница 1 / 1

Раздел 7. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

7.1. Осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация органов кровообращения

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящего осмотра

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка

□ Да □ Нет

3

Проводить осмотр при достаточном освещении

□ Да □ Нет

Осмотр

4

Осмотреть в последовательности сверху вниз:

• лицо

□ Да □ Нет

• область шеи

□ Да □ Нет

• грудную клетку

□ Да □ Нет

• область сердца

□ Да □ Нет

• верхние и нижние конечности

□ Да □ Нет

5

Проговорить заключение с указанием (при изменениях их характер):

• цвета кожного покрова

□ Да □ Нет

• видимых отеков

□ Да □ Нет

• венозной сети

□ Да □ Нет

• видимой пульсации сосудов шеи

□ Да □ Нет

• видимой пульсации в яремной вырезке

□ Да □ Нет

• видимой пульсации в эпигастральной области

□ Да □ Нет

• деформации грудной клетки («сердечный горб») - рис. 7.1

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• видимой пульсации верхушечного толчка

□ Да □ Нет

• отсутствия (наличия) признаков хронической гипоксии (наличие «барабанных палочек» и «часовых стекол»)

□ Да □ Нет

• отсутствия (наличия) отеков на конечностях

□ Да □ Нет

Пальпация

6

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации

□ Да □ Нет

7

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации

□ Да □ Нет

8

Определить верхушечный толчок:

• положить ладонь доминантной руки на левую половину грудной клетки в области сердца

□ Да □ Нет

• основанием кисти в сторону грудины, пальцами - вдоль межреберных промежутков (рис. 7.2, а)

□ Да □ Нет

• попросить пациента слегка наклонить туловище вперед (при необходимости для более отчетливой пальпации верхушечного толчка)

□ Да □ Нет

• переместить кончики фаланг II-IV пальцев в межреберье, в котором лучше всего ощущается пульсация верхушечного толчка(рис. 7.2, б)

□ Да □ Нет

• слегка надавить на место наибольшего ощущения пульсации для определения пальпаторных характеристик верхушечного толчка

□ Да □ Нет

9

Проговорить заключение с указанием характеристик верхушечного толчка (при изменениях их характер):

• локализация

□ Да □ Нет

• площадь

□ Да □ Нет

• сила

□ Да □ Нет

• высота

□ Да □ Нет

10

Определить сердечный толчок:

• положить ладонь доминантной руки на область сердца (на область абсолютной тупости сердца)

□ Да □ Нет

• по срединно-ключичной линии перпендикулярно ребрам (рис. 7.3)

□ Да □ Нет

• слегка надавить на место наибольшего ощущения пульсации (при ее наличии)

□ Да □ Нет

11

Проговорить заключение с указанием (при изменениях их характер):

Действие

Отметка о выполнении

• отсутствия (наличия) сердечного толчка

□ Да □ Нет

• отсутствия (наличия) систоло-диастолического дрожания (по типу кошачьего мурлыкания)

□ Да □ Нет

12

Определить эпигастральную пульсацию:

• ладонь доминантной руки со слегка согнутыми пальцами положить на уровне верхней трети расстояния между пупком и мечевидным отростком (рис. 7.4)

□ Да □ Нет

• мягким движением погрузить пальцы в брюшную полость к позвоночнику

□ Да □ Нет

13

Проговорить заключение с указанием (при изменениях их характер):

• наличия (отсутствия) эпигастральной пульсации

□ Да □ Нет

• при наличии пульсации - ее направления (спереди назад, сверху вниз, справа налево):

□ Да □ Нет

Перкуссия

14

Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей перкуссии

□ Да □ Нет

15

Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка

□ Да □ Нет

Определить границы относительной тупости сердца

16

Правая граница:

• провести перкуссию сверху вниз от второго межреберья

□ Да □ Нет

• по правой среднеключичной линии

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр расположить параллельно ребрам

□ Да □ Нет

• шаг перкуссии - по межреберьям

□ Да □ Нет

• до перехода перкуторного легочного звука в тупой («печеночая тупость»)

□ Да □ Нет

• перенести палец-плессиметр на одно-два межреберья вверх

□ Да □ Нет

• установить палец-плессиметр перпендикулярно ребрам

□ Да □ Нет

• провести тихую перкуссию по межреберью по направлению к грудине (рис. 7.5)

□ Да □ Нет

• шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

• до укорочения перкуторного звука

□ Да □ Нет

• отметить границу по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

17

Проговорить заключение с указанием:

Действие

Отметка о выполнении

• расположения границы относительно правого края грудины в сантиметрах

□ Да □ Нет

18

Верхняя граница:

• провести тихую перкуссию сверху вниз от первого межреберья (рис. 7.6)

□ Да □ Нет

• по левой парастернальной линии

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр расположить параллельно ребрам

□ Да □ Нет

• шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

• до укорочения перкуторного звука

□ Да □ Нет

• отметить границу по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (верхний край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

19

Проговорить заключение с указанием:

• уровня расположения границы (межреберье или ребро)

□ Да □ Нет

20

Левая граница:

• провести тихую перкуссию по межреберью, где предварительно обнаружен верхушечный толчок

□ Да □ Нет

• от левой средней подмышечной линии по направлению к грудине

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр должен прилегать к грудной клетке боковой поверхностью (ортоперкуссия)

□ Да □ Нет

• шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

• до укорочения перкуторного звука (рис. 7.7)

□ Да □ Нет

• отметить границу по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

21

Проговорить заключение с указанием:

• расположения границы относительно левой среднеключичной линии в сантиметрах

□ Да □ Нет

Аускультация

22

Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей аускультации

□ Да □ Нет

23

Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка

□ Да □ Нет

24

Первая точка аускультации (митральный клапан):

• предварительно определить область верхушки сердца:

■ пальпаторно определить верхушечный толчок ИЛИ

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

■ перкуторно определить левую границу относительной тупости сердца

□ Да □ Нет

• установить раструб фонендоскопа на область верхушки

□ Да □ Нет

• выслушивать не менее 5 с

□ Да □ Нет

25

Вторая точка аускультации (аортальный клапан):

• установить раструб фонендоскопа во второй межреберный промежуток справа от грудины

□ Да □ Нет

• выслушивать не менее 5 с

□ Да □ Нет

26

Третья точка аускультации (клапан легочной артерии):

• установить раструб фонендоскопа во второй межреберный промежуток слева от грудины

□ Да □ Нет

• выслушивать не менее 5 с

□ Да □ Нет

27

Четвертая точка аускультации (трикуспидальный клапан):

• установить раструб фонендоскопа на месте прикрепления мечевидного отростка к грудине

□ Да □ Нет

• выслушивать не менее 5 с

□ Да □ Нет

28

Дополнительная пятая точка аускультации (митральный и аортальный клапаны):

• установить раструб фонендоскопа над местом прикрепления III-IV левого ребра к краю грудины

□ Да □ Нет

• выслушивать не менее 5 с

□ Да □ Нет

29

Проговорить заключение по каждой точке аускультации с указанием:

□ Да □ Нет

• оценки сердечных тонов:

■ ритмичность

□ Да □ Нет

■ звучность

□ Да □ Нет

■ чистота

□ Да □ Нет

• при наличии сердечных шумов указать характеристики:

■ источника сердечных шумов

□ Да □ Нет

■ фазы сердечной деятельности

□ Да □ Нет

■ продолжительности

□ Да □ Нет

■ связи с тонами

□ Да □ Нет

■ формы

□ Да □ Нет

■ тембра

□ Да □ Нет

■ проведения в экстракардиальные точки

□ Да □ Нет

Рис. 7.1. Сердечный горб

Рис. 7.2. Определение верхушечного толчка

Рис. 7.3. Определение сердечного толчка

Рис. 7.4. Определение эпигастральной пульсации

Рис. 7.5. Определение правой границы относительной тупости сердца

Рис. 7.6. Определение верхней границы относительной тупости сердца

Рис. 7.7. Определение левой границы относительной тупости сердца

7.2. Пальпация пульса

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации

□ Да □ Нет

3

Определить пульс на лучевых артериях:

• взять обе руки в области лучезапястного сустава (рис. 7.8, а)

□ Да □ Нет

• поместить руки ребенка на уровне его сердца

□ Да □ Нет

• II и III пальцы установить на лучевой артерии со стороны больших пальцев ребенка (рис. 7.8, б)

□ Да □ Нет

• большими пальцами обхватить обе руки ребенка с тыльной стороны

□ Да □ Нет

• ощутить синхронность пульсаций лучевых артерий

□ Да □ Нет

• при одинаковом (синхронном) пульсе на обеих руках дальнейшее исследование проводить на одной руке

□ Да □ Нет

• определить ритмичность - оценить равномерность интервалов между пульсовыми ударами

□ Да □ Нет

• подсчитать частоту пульса за 1 мин

□ Да □ Нет

• определить дефицит пульса - параллельно считать частоту сердечных сокращений за 1 мин (по верхушечному толчку или аускультативно)

□ Да □ Нет

• определить напряжение пульса - прижать лучевую артерию к костной основе до полного прекращения кровотока, затем давление снизить

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• определить наполнение пульса - прижать проксимально расположенным пальцем лучевую артерию к костной основе до полного прекращения кровотока, затем палец убрать, а дистально расположенным пальцем ощутить наполнение артерии кровью

□ Да □ Нет

4

Проговорить заключение с указанием (при изменениях их характер):

• характеристик пульса на лучевой артерии:

■ симметричность

□ Да □ Нет

■ ритмичность

□ Да □ Нет

■ частота

□ Да □ Нет

■ дефицит

□ Да □ Нет

■ наполнение

□ Да □ Нет

■ напряжение

□ Да □ Нет

5

Определить пульс на височных артериях:

• установить II и III пальцы обеих рук на передненаружной стороне лобных костей (рис. 7.9)

□ Да □ Нет

• слегка прижав, ощутить пульсацию височных артерий

□ Да □ Нет

6

Определить пульс на сонных артериях:

• поместить II и III пальцы на внутреннюю поверхность грудино-ключично-сосцевидных мышц (рис. 7.10)

□ Да □ Нет

• слегка нажать до ощущения пульсации под пальцами

□ Да □ Нет

• проводить оценку с каждой стороны поочередно

□ Да □ Нет

7

Определить пульс на подмышечной артерии:

• попросить ребенка поднять руки в стороны под прямым углом к туловищу

□ Да □ Нет

• положить II-IV пальцы в подмышечные впадины ребенка с обеих сторон (рис. 7.11)

□ Да □ Нет

• слегка надавив, прижать артерию к головке плечевой кости, ощутить пульсацию подмышечных артерий

□ Да □ Нет

8

Определить пульс на плечевой артерии:

• исследовать пульс поочередно, согнув руки ребенка под прямым углом

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• положить II-IV пальцы в sulcus bicipitalis medialis непосредственно над локтевой ямкой (рис. 7.12)

□ Да □ Нет

• слегка надавив, ощутить пульсацию плечевой артерии

□ Да □ Нет

9

Определить пульс на локтевой артерии:

• положить II-IV пальцы с внутренней стороны в области верхней трети предплечья (рис. 7.13)

□ Да □ Нет

• слегка надавив, ощутить пульсацию локтевых артерий

□ Да □ Нет

10

Определить пульс на бедренной артерии:

• уложить ребенка горизонтально на спину

□ Да □ Нет

• положить II и III пальцы в паховую складку в месте выхода артерии из-под пупартовой связки (рис. 7.14)

□ Да □ Нет

• слегка надавив, ощутить пульсацию бедренных артерий

□ Да □ Нет

11

Определить пульс в подколенной артерии:

• уложить ребенка горизонтально на живот

□ Да □ Нет

• согнуть ногу ребенка в коленном суставе

□ Да □ Нет

• положить II-IV пальцы доминантной руки в подколенную ямку, недоминантной рукой удерживая согнутую ногу (рис. 7.15)

□ Да □ Нет

• исследовать пульс поочередно

□ Да □ Нет

• ощутить пульсацию подколенных артерий

□ Да □ Нет

12

Определить пульс на задней большеберцовой артерии:

• положить II-IV пальцы доминантной руки позади медиальной ладыжки (рис. 7.16)

□ Да □ Нет

• ощутить пульсацию задней большеберцовой артерии

□ Да □ Нет

13

Определить пульс на артериях тыла стопы:

• положить II-III пальцы руки на тыл стопы в область первого межплюсневого промежутка с латеральной стороны длинного разгибателя большого пальца ноги (рис. 7.17)

□ Да □ Нет

• ощутить пульсацию задней большеберцовой артерии с двух сторон

□ Да □ Нет

14

Проговорить заключение, указав на каждой артерии:

• наличие (отсутствие) пульса

□ Да □ Нет

• его симметричность

□ Да □ Нет

Рис. 7.8. Определение пульса на лучевых артериях

Рис. 7.9. Определение пульса на височной артерии

Рис. 7.10. Определение пульса на сонных артериях

Рис. 7.11. Определение пульса на подмышечной артерии

Рис. 7.12. Определение пульса на плечевой артерии

Рис. 7.13. Определение пульса на локтевой артерии

Рис. 7.14. Определение пульса на бедренной артерии

Рис. 7.15. Определение пульса в подколенной артерии

Рис. 7.16. Определение пульса на задней большеберцовой артерии

Рис. 7.17. Определение пульса на артериях тыла стопы

7.3. Измерение артериального давления

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящего измерения артериального давления (АД)

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка

□ Да □ Нет

3

Измерить АД на руках:

• использовать манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча ребенка

□ Да □ Нет

• посадить ребенка, при необходимости - проводить измерение лежа

□ Да □ Нет

• разместить тонометр на столе или кровати так, чтобы на одном горизонтальном уровне находились сердце ребенка, рука, нулевой показатель шкалы и манжетка

□ Да □ Нет

• манжетку полностью освободить от воздуха

□ Да □ Нет

• наложить манжетку на плечо на 2 см выше локтевой ямки так, чтобы под нее можно было подвести 1-2 пальца

□ Да □ Нет

• руку ребенка положить на стол ладонью вверх, мышцы расслаблены

□ Да □ Нет

• на место плечевой артерии приложить раструб фонендоскопа (рис. 7.18)

□ Да □ Нет

• нагнать воздух в манжетку до уровня на 40-50 мм рт.ст. выше того давления, при котором прекратилась пульсация артерии

□ Да □ Нет

• затем медленно снизить давление в манжетке

□ Да □ Нет

• аускультативно и визуально на столбике зарегистрировать момент появления и прекращения громких тонов (соответственно систолическое и диастолическое давление)

□ Да □ Нет

4

Проговорить заключение с указанием:

• на какой руке проводилось измерение АД

□ Да □ Нет

• в каком положении проводилось измерение АД (сидя, лежа)

□ Да □ Нет

• результаты измерения систолического и диастолического давления на руке (мм рт.ст.)

□ Да □ Нет

Рис. 7.18. Измерение артериального давления на руках

Для продолжения работы требуется вход / регистрация