7.1. Осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация органов кровообращения
| | |
| Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящего осмотра | |
| Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка | |
| Проводить осмотр при достаточном освещении | |
|
| Осмотреть в последовательности сверху вниз: | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| • верхние и нижние конечности | |
| Проговорить заключение с указанием (при изменениях их характер): | |
| | |
| | |
| | |
| • видимой пульсации сосудов шеи | |
| • видимой пульсации в яремной вырезке | |
| • видимой пульсации в эпигастральной области | |
| • деформации грудной клетки («сердечный горб») - рис. 7.1 | |
| | |
| • видимой пульсации верхушечного толчка | |
| • отсутствия (наличия) признаков хронической гипоксии (наличие «барабанных палочек» и «часовых стекол») | |
| • отсутствия (наличия) отеков на конечностях | |
|
| Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации | |
| Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации | |
| Определить верхушечный толчок: | |
| • положить ладонь доминантной руки на левую половину грудной клетки в области сердца | |
| • основанием кисти в сторону грудины, пальцами - вдоль межреберных промежутков (рис. 7.2, а) | |
| • попросить пациента слегка наклонить туловище вперед (при необходимости для более отчетливой пальпации верхушечного толчка) | |
| • переместить кончики фаланг II-IV пальцев в межреберье, в котором лучше всего ощущается пульсация верхушечного толчка(рис. 7.2, б) | |
| • слегка надавить на место наибольшего ощущения пульсации для определения пальпаторных характеристик верхушечного толчка | |
| Проговорить заключение с указанием характеристик верхушечного толчка (при изменениях их характер): | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| Определить сердечный толчок: | |
| • положить ладонь доминантной руки на область сердца (на область абсолютной тупости сердца) | |
| • по срединно-ключичной линии перпендикулярно ребрам (рис. 7.3) | |
| • слегка надавить на место наибольшего ощущения пульсации (при ее наличии) | |
| Проговорить заключение с указанием (при изменениях их характер): | |
| | |
| • отсутствия (наличия) сердечного толчка | |
| • отсутствия (наличия) систоло-диастолического дрожания (по типу кошачьего мурлыкания) | |
| Определить эпигастральную пульсацию: | |
| • ладонь доминантной руки со слегка согнутыми пальцами положить на уровне верхней трети расстояния между пупком и мечевидным отростком (рис. 7.4) | |
| • мягким движением погрузить пальцы в брюшную полость к позвоночнику | |
| Проговорить заключение с указанием (при изменениях их характер): | |
| • наличия (отсутствия) эпигастральной пульсации | |
| • при наличии пульсации - ее направления (спереди назад, сверху вниз, справа налево): | |
| | |
| Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей перкуссии | |
| Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка | |
| Определить границы относительной тупости сердца | |
| | |
| • провести перкуссию сверху вниз от второго межреберья | |
| • по правой среднеключичной линии | |
| • палец-плессиметр расположить параллельно ребрам | |
| • шаг перкуссии - по межреберьям | |
| • до перехода перкуторного легочного звука в тупой («печеночая тупость») | |
| • перенести палец-плессиметр на одно-два межреберья вверх | |
| • установить палец-плессиметр перпендикулярно ребрам | |
| • провести тихую перкуссию по межреберью по направлению к грудине (рис. 7.5) | |
| • шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| • до укорочения перкуторного звука | |
| • отметить границу по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра) | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| | |
| • расположения границы относительно правого края грудины в сантиметрах | |
| | |
| • провести тихую перкуссию сверху вниз от первого межреберья (рис. 7.6) | |
| • по левой парастернальной линии | |
| • палец-плессиметр расположить параллельно ребрам | |
| • шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| • до укорочения перкуторного звука | |
| • отметить границу по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (верхний край пальца-плессиметра) | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • уровня расположения границы (межреберье или ребро) | |
| | |
| • провести тихую перкуссию по межреберью, где предварительно обнаружен верхушечный толчок | |
| • от левой средней подмышечной линии по направлению к грудине | |
| • палец-плессиметр должен прилегать к грудной клетке боковой поверхностью (ортоперкуссия) | |
| • шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| • до укорочения перкуторного звука (рис. 7.7) | |
| • отметить границу по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра) | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • расположения границы относительно левой среднеключичной линии в сантиметрах | |
| | |
| Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящей аускультации | |
| Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка | |
| Первая точка аускультации (митральный клапан): | |
| • предварительно определить область верхушки сердца: | |
| ■ пальпаторно определить верхушечный толчок ИЛИ | |
| | |
| ■ перкуторно определить левую границу относительной тупости сердца | |
| • установить раструб фонендоскопа на область верхушки | |
| • выслушивать не менее 5 с | |
| Вторая точка аускультации (аортальный клапан): | |
| • установить раструб фонендоскопа во второй межреберный промежуток справа от грудины | |
| • выслушивать не менее 5 с | |
| Третья точка аускультации (клапан легочной артерии): | |
| • установить раструб фонендоскопа во второй межреберный промежуток слева от грудины | |
| • выслушивать не менее 5 с | |
| Четвертая точка аускультации (трикуспидальный клапан): | |
| • установить раструб фонендоскопа на месте прикрепления мечевидного отростка к грудине | |
| • выслушивать не менее 5 с | |
| Дополнительная пятая точка аускультации (митральный и аортальный клапаны): | |
| • установить раструб фонендоскопа над местом прикрепления III-IV левого ребра к краю грудины | |
| • выслушивать не менее 5 с | |
| Проговорить заключение по каждой точке аускультации с указанием: | |
| • оценки сердечных тонов: | |
| | |
| | |
| | |
| • при наличии сердечных шумов указать характеристики: | |
| ■ источника сердечных шумов | |
| ■ фазы сердечной деятельности | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| ■ проведения в экстракардиальные точки | |
Рис. 7.1. Сердечный горб
Рис. 7.2. Определение верхушечного толчка
Рис. 7.3. Определение сердечного толчка
Рис. 7.4. Определение эпигастральной пульсации
Рис. 7.5. Определение правой границы относительной тупости сердца
Рис. 7.6. Определение верхней границы относительной тупости сердца
Рис. 7.7. Определение левой границы относительной тупости сердца
7.2. Пальпация пульса
| | |
| Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации | |
| Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации | |
| Определить пульс на лучевых артериях: | |
| • взять обе руки в области лучезапястного сустава (рис. 7.8, а) | |
| • поместить руки ребенка на уровне его сердца | |
| • II и III пальцы установить на лучевой артерии со стороны больших пальцев ребенка (рис. 7.8, б) | |
| • большими пальцами обхватить обе руки ребенка с тыльной стороны | |
| • ощутить синхронность пульсаций лучевых артерий | |
| • при одинаковом (синхронном) пульсе на обеих руках дальнейшее исследование проводить на одной руке | |
| • определить ритмичность - оценить равномерность интервалов между пульсовыми ударами | |
| • подсчитать частоту пульса за 1 мин | |
| • определить дефицит пульса - параллельно считать частоту сердечных сокращений за 1 мин (по верхушечному толчку или аускультативно) | |
| • определить напряжение пульса - прижать лучевую артерию к костной основе до полного прекращения кровотока, затем давление снизить | |
| | |
| • определить наполнение пульса - прижать проксимально расположенным пальцем лучевую артерию к костной основе до полного прекращения кровотока, затем палец убрать, а дистально расположенным пальцем ощутить наполнение артерии кровью | |
| Проговорить заключение с указанием (при изменениях их характер): | |
| • характеристик пульса на лучевой артерии: | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| Определить пульс на височных артериях: | |
| • установить II и III пальцы обеих рук на передненаружной стороне лобных костей (рис. 7.9) | |
| • слегка прижав, ощутить пульсацию височных артерий | |
| Определить пульс на сонных артериях: | |
| • поместить II и III пальцы на внутреннюю поверхность грудино-ключично-сосцевидных мышц (рис. 7.10) | |
| • слегка нажать до ощущения пульсации под пальцами | |
| • проводить оценку с каждой стороны поочередно | |
| Определить пульс на подмышечной артерии: | |
| • попросить ребенка поднять руки в стороны под прямым углом к туловищу | |
| • положить II-IV пальцы в подмышечные впадины ребенка с обеих сторон (рис. 7.11) | |
| • слегка надавив, прижать артерию к головке плечевой кости, ощутить пульсацию подмышечных артерий | |
| Определить пульс на плечевой артерии: | |
| • исследовать пульс поочередно, согнув руки ребенка под прямым углом | |
| | |
| • положить II-IV пальцы в sulcus bicipitalis medialis непосредственно над локтевой ямкой (рис. 7.12) | |
| • слегка надавив, ощутить пульсацию плечевой артерии | |
| Определить пульс на локтевой артерии: | |
| • положить II-IV пальцы с внутренней стороны в области верхней трети предплечья (рис. 7.13) | |
| • слегка надавив, ощутить пульсацию локтевых артерий | |
| Определить пульс на бедренной артерии: | |
| • уложить ребенка горизонтально на спину | |
| • положить II и III пальцы в паховую складку в месте выхода артерии из-под пупартовой связки (рис. 7.14) | |
| • слегка надавив, ощутить пульсацию бедренных артерий | |
| Определить пульс в подколенной артерии: | |
| • уложить ребенка горизонтально на живот | |
| • согнуть ногу ребенка в коленном суставе | |
| • положить II-IV пальцы доминантной руки в подколенную ямку, недоминантной рукой удерживая согнутую ногу (рис. 7.15) | |
| • исследовать пульс поочередно | |
| • ощутить пульсацию подколенных артерий | |
| Определить пульс на задней большеберцовой артерии: | |
| • положить II-IV пальцы доминантной руки позади медиальной ладыжки (рис. 7.16) | |
| • ощутить пульсацию задней большеберцовой артерии | |
| Определить пульс на артериях тыла стопы: | |
| • положить II-III пальцы руки на тыл стопы в область первого межплюсневого промежутка с латеральной стороны длинного разгибателя большого пальца ноги (рис. 7.17) | |
| • ощутить пульсацию задней большеберцовой артерии с двух сторон | |
| Проговорить заключение, указав на каждой артерии: | |
| • наличие (отсутствие) пульса | |
| | |
Рис. 7.8. Определение пульса на лучевых артериях
Рис. 7.9. Определение пульса на височной артерии
Рис. 7.10. Определение пульса на сонных артериях
Рис. 7.11. Определение пульса на подмышечной артерии
Рис. 7.12. Определение пульса на плечевой артерии
Рис. 7.13. Определение пульса на локтевой артерии
Рис. 7.14. Определение пульса на бедренной артерии
Рис. 7.15. Определение пульса в подколенной артерии
Рис. 7.16. Определение пульса на задней большеберцовой артерии
Рис. 7.17. Определение пульса на артериях тыла стопы
7.3. Измерение артериального давления
| | |
| Коротко разъяснить ребенку или представителю ребенка ход предстоящего измерения артериального давления (АД) | |
| Получить устное согласие ребенка или представителя ребенка | |
| | |
| • использовать манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча ребенка | |
| • посадить ребенка, при необходимости - проводить измерение лежа | |
| • разместить тонометр на столе или кровати так, чтобы на одном горизонтальном уровне находились сердце ребенка, рука, нулевой показатель шкалы и манжетка | |
| • манжетку полностью освободить от воздуха | |
| • наложить манжетку на плечо на 2 см выше локтевой ямки так, чтобы под нее можно было подвести 1-2 пальца | |
| • руку ребенка положить на стол ладонью вверх, мышцы расслаблены | |
| • на место плечевой артерии приложить раструб фонендоскопа (рис. 7.18) | |
| • нагнать воздух в манжетку до уровня на 40-50 мм рт.ст. выше того давления, при котором прекратилась пульсация артерии | |
| • затем медленно снизить давление в манжетке | |
| • аускультативно и визуально на столбике зарегистрировать момент появления и прекращения громких тонов (соответственно систолическое и диастолическое давление) | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • на какой руке проводилось измерение АД | |
| • в каком положении проводилось измерение АД (сидя, лежа) | |
| • результаты измерения систолического и диастолического давления на руке (мм рт.ст.) | |
Рис. 7.18. Измерение артериального давления на руках