8.1. Осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация желудочно-кишечного тракта
| | |
| Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящего осмотра | |
| Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение осмотра | |
| Проводить осмотр при достаточном освещении | |
| | |
| Осмотреть кожу и слизистые оболочки: | |
| • кожный покров в последовательности сверху вниз | |
| • слизистые оболочки полости рта | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| • измерить окружность живота на уровне пупка: | |
| | |
| ■ горизонтально на уровне пупка | |
| Проговорить заключение, указав: | |
| | |
| • цвет слизистых оболочек | |
| | |
| | |
| | |
| ■ наличие и характеристика налета | |
| | |
| ■ состояние боковых поверхностей | |
| | |
| ■ окружность живота в сантиметрах | |
| | |
| | |
| | |
| ■ отсутствие (наличие) изменений кожи в области живота | |
| ■ при наличии изменений (цвет, сыпь, рубцы, расширенная венозная сеть и др.) - описать их с указанием локализации | |
| ■ отсутствие (наличие) западений или выпячиваний | |
| | |
| Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации | |
| Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации | |
| Пациенту предложить занять правильное положение для проведения пальпации живота: | |
| | |
| • с согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах | |
| | |
| | |
| Исследующему расположиться правильно относительно пациента: | |
| • справа (слева) от пациента в зависимости от правой (левой) доминантной руки | |
| | |
| Продемонстрировать на пациенте и озвучить деление живота на девять областей (рис. 8.1) с указанием: | |
| | |
| | |
| • внутренних органов, проецирующихся в каждую из областей | |
| Провести поверхностную (ориентировочную) пальпацию живота (рис. 8.2): | |
| | |
| • выполняя технику поверхностной пальпации живота: | |
| ■ положить ладонь доминантной руки на живот пациента | |
| ■ произвести легкие округлые надавливающие движения полусогнутыми пальцами кисти | |
| • в последовательности (одной из двух): | |
| • первая методика - последовательно над симметричными областями живота: | |
| ■ левая подвздошная область - правая подвздошная область | |
| ■ левый фланк - правый фланк | |
| ■ левое подреберье - правое подреберье | |
| ■ далее околопупочная область | |
| • вторая методика - последовательно против часовой стрелки: | |
| ■ начинать с левой подвздошной области | |
| ■ далее по левому фланку живота к левому подреберью | |
| ■ из правого подреберья к правому фланку живота | |
| ■ опуститься в правую подвздошную область | |
| ■ далее околопупочная область | |
| ■ затем пальпируют часть живота, начиная с эпигастральной области и направляясь вниз до лобка | |
| ■ при обнаружении болезненности глубокую пальпацию в данной области не проводят или пальпируют ее в последнюю очередь | |
| Проверить наличие болезненности и зон кожной гиперестезии: | |
| • следить за реакцией пациента во время пальпации | |
| • уточнить у пациента наличие болезненности во время пальпации и место локализации | |
| • при обнаружении болезненности глубокую пальпацию в данной области не проводить или пальпировать ее в последнюю очередь | |
| Пальпировать «слабые места» передней брюшной стенки: | |
| • апоневроз белой линии живота | |
| | |
| | |
| Проговорить заключение, указав: | |
| | |
| • отсутствие (наличие) мышечной защиты живота: | |
| ■ при наличии мышечной защиты - указать локализацию | |
| • отсутствие (наличие) болезненности во время пальпации: | |
| ■ при наличии болезненности - указать локализацию | |
| • отсутствие (наличие) зон кожной гиперестезии: | |
| ■ при наличии зон кожной гиперестезии - указать локализацию | |
| • состояние «слабых мест» передней брюшной стенки | |
| • доступность живота для глубокой пальпации | |
| Провести глубокую методическую скользящую топографическую пальпацию живота по В.П. Образцову и Н.Д. Стражеско (в старшем детском возрасте): | |
| • выполняя следующую технику: | |
| ■ установить слегка согнутые пальцы доминантной руки так, чтобы кончики II-V пальцев располагались вдоль оси пальпируемого участка кишки, перпендикулярно его поверхности | |
| ■ сместить кожную складку | |
| ■ погрузить пальцы пальпирующей руки вглубь брюшной полости: | |
| - во время выдоха пациента | |
| ■ проскользнуть пальцами пальпирующей руки по поверхности кишки в исходную позицию | |
| • в правильной последовательности: | |
| ■ левая подвздошная область (рис. 8.3) - одной рукой | |
| ■ правая подвздошная область (рис. 8.4) - одной рукой | |
| ■ правая боковая область (рис. 8.5, а, б) - бимануально (методика В.Х. Василенко) | |
| ■ левая боковая область (рис. 8.6) - бимануально (методика В.Х. Василенко) | |
| | |
| | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • пальпируемого отдела толстой кишки | |
| • протяженности пальпируемого участка | |
| • формы пальпируемого участка | |
| | |
| • диаметра (в сантиметрах) пальпируемого участка | |
| • характера поверхности (гладкая, бугристая) | |
| • подвижности (смещаемости) | |
| • отсутствия (наличия) болезненности при пальпации | |
| • отсутствия (наличия) урчания | |
| Определение большой кривизны желудка: | |
| • метод аускультофрикции (перкуторная пальпация по В.П. Образцову): | |
| ■ мембрану фонендоскопа установить ниже мечевидного отростка в надчревной области | |
| ■ пальцем второй руки от пупка по срединной линии снизу вверх, по направлению к желудку, выполнить штриховые движения по передней брюшной стенке (рис. 8.8, а) | |
| ■ услышать усиление громкости звука (место соответствует нижней границе желудка) - рис. 8.8, б | |
| • метод глубокой пальпации: | |
| ■ попросить пациента глубоко дышать | |
| ■ расположить свою руку несколько выше нижней границы желудка (рис. 8.9) | |
| ■ сдвигать кожу вверх во время вдоха | |
| ■ постепенно погружать пальцы рук во время выдоха пациента вглубь брюшной полости | |
| ■ обнаружить большую кривизну желудка в виде складки | |
| Пальпация болевых зон и точек поджелудочной железы: | |
| • пальпировать одним-тремя пальцами болевые зоны и точки: | |
| ■ зона Шоффара - между белой линией живота и биссектрисой правого верхнего квадранта живота | |
| ■ точка Дежардена - середина биссектрисы правого верхнего квадранта живота (рис. 8.10, точка 1) | |
| ■ точка Мейо-Робсона - граница между наружной и средней третью биссектрисы левого верхнего квадранта живота (рис. 8.10, точка 2) | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • отсутствия (наличия) пальпируемой большой кривизны желудка | |
| • отсутствия (наличия) болезненности в конкретной области, зоне или точке | |
| | |
| • отсутствия (наличия) зон болезненности | |
| Проверить симптом Щеткина-Блюмберга: | |
| • погрузить полусогнутые пальцы доминантной руки внутрь живота (в интересующей исследующего области) | |
| • производить погружение постепенно и медленно | |
| • резко убрать пальцы из пальпируемой области | |
| Проверить симптом Менделя: | |
| • провести легкое постукивание полусогнутыми II-IV пальцами доминантной руки по передней брюшной стенке | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • симптом Щеткина-Блюмберга отрицательный (положительный - болезненность с указанием ее локализации) | |
| • симптом Менделя отрицательный (положительный - болезненность с указанием ее локализации) | |
| | |
| Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей аускультации | |
| Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение аускультации | |
| Провести аускультацию живота | |
| • установить раструб фонендоскопа на переднюю поверхность в разных областях живота | |
| • выслушать шумы перистальтики | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • кишечные шумы прослушиваются (оживлены, отсутствуют) | |
Рис. 8.1. Области живота
Рис. 8.2. Поверхностная пальпация передней стенки живота ребенка раннего возраста
Рис. 8.3. Пальпация сигмовидной кишки
Рис. 8.4. Пальпация слепой кишки
Рис. 8.5. Бимануальная пальпация восходящего отдела ободочной кишки (а), в разрезе (б)
Рис. 8.6. Бимануальная пальпация нисходящего отдела ободочной кишки
Рис. 8.7. Бимануальная пальпация поперечно-ободочной кишки
Рис. 8.8. Определение большой кривизны желудка методом аускультофрикции (а), метод в разрезе (б)
Рис. 8.9. Глубокая пальпация большой кривизны желудка
Рис. 8.10. Зоны и точки болевой чувствительности и точки при поражении поджелудочной железы (1 - точка Дежардена, 2 - Мейо-Робсона)
8.2. Пальпация и перкуссия печени
| | |
| Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации | |
| Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации | |
| | |
| Провести глубокую пальпацию печени по методу В.П. Образцова и Н.Д. Стражеско (у детей старшего возраста, при отсутствии гепатомегалии): | |
| • положение ребенка - лежа на спине, по возможности со слегка согнутыми ногами, руки вытянуты вдоль туловища | |
| • выполнить перкуссию по среднеключичной линии (снизу вверх) | |
| • ладонь левой руки положить на заднюю поверхность грудной клетки | |
| • большим пальцем левой руки фиксировать правую реберную дугу сбоку и частично спереди (рис. 8.11, а) | |
| • правую руку положить плашмя в правом подреберье с вытянутыми четырьмя пальцами таким образом, чтобы концы пальцев составляли прямую, параллельную краю печени | |
| • сдвигая кожу вглубь на вдохе, произвести давление концами пальцев на брюшную стенку и за несколько приемов подойти к краю печени (рис. 8.11, б) | |
| | |
| • пальцы правой руки погружать на выдохе в брюшную полость, продвигаясь вперед (рис. 8.11, в) | |
| • снова предложить ребенку сделать глубокий вдох (рис. 8.11, г) | |
| • определить локализацию, консистенцию, болезненность, форму края печени, ее поверхность в момент проскальзывания края печени между реберной дугой и доминантной рукой исследующего (рис. 8.11, д) | |
| Скользящая пальпация печени по методу Н.Д. Стражеско (у детей грудного и младшего возраста, при гепатомегалии): | |
| • положение ребенка - лежа на спине, по возможности со слегка согнутыми ногами, руки вытянуты вдоль туловища | |
| • выполнить перкуссию по среднеключичной линии (снизу вверх), для того чтобы обнаружить нижний край печени | |
| • II-V пальцы пальпирующей руки врача образуют одну линию, параллельно нижнему краю печени, которую предварительно определяют перкуторно (рис. 8.12, а) | |
| • произвести легкое скользящее движение сверху вниз, чтобы ощупать всю доступную пальпации поверхность печени (рис. 8.12, б) | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • расположения края печени относительно края правой реберной дуги (в сантиметрах) | |
| • консистенции края печени | |
| • отсутствия (наличия) болезненности при пальпации | |
| • характеристики поверхности печени | |
| • характеристики края печени | |
| | |
| Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей перкуссии | |
| Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение перкуссии | |
| Верхняя граница абсолютной печеночной тупости: | |
| | |
| ■ правой передней подмышечной | |
| | |
| | |
| | |
| • располагать палец-плессиметр параллельно ребрам | |
| • направление перкуссии - сверху вниз к печени | |
| • до перехода перкуторного легочного звука в тупой | |
| • границу отмечать по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (верхний край пальца-плессиметра) | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • верхней границы абсолютной печеночной тупости: | |
| ■ по правой передней подмышечной линии на уровне________ ребра | |
| ■ по правой среднеключичной линии на уровне________ ребра | |
| ■ по правой окологрудинной линии на уровне______ ребра | |
| Нижняя граница абсолютной печеночной тупости: | |
| • определять по линиям (продолжение линий на переднюю брюшную стенку): | |
| ■ правой передней подмышечной | |
| | |
| | |
| | |
| • располагать палец-плессиметр горизонтально | |
| • направление перкуссии - снизу вверх к печени | |
| • шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| • проводить тихую перкуссию | |
| • до перехода перкуторного тимпанического звука в тупой | |
| • границу отмечать по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (нижний край пальца-плессиметра) | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • нижней границы абсолютной печеночной тупости: | |
| ■ по правой передней подмышечной линии на уровне ребра | |
| | |
| ■ по правой среднеключичной линии на уровне _________ ребра или относительно края реберной дуги | |
| ■ по правой окологрудинной линии относительно края реберной дуги (в сантиметрах) | |
| ■ по правой окологрудинной линии относительно мечевидного отростка (в сантиметрах) | |
| Размеры (высота) абсолютной печеночной тупости по В.П. Образцову: | |
| • измерить расстояние между точками, характеризующими верхнюю и нижнюю границы абсолютной печеночной тупости по линиям: | |
| ■ правой передней подмышечной | |
| | |
| | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • размеров абсолютной печеночной тупости по: | |
| ■ правой передней подмышечной (в сантиметрах) | |
| ■ правой среднеключичной (в сантиметрах) | |
| ■ правой окологрудинной (в сантиметрах) | |
| Размеры печеночной тупости по М.Г. Курлову (у детей старше 7 лет): | |
| | |
| ■ перкутировать по правой среднеключичной линии сверху вниз | |
| ■ располагать палец-плессиметр горизонтально | |
| ■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| ■ до перехода перкуторного легочного звука в тупой | |
| ■ первую точку отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (верхний край пальца-плессиметра) | |
| ■ перкутировать по правой среднеключичной линии снизу вверх от уровня пупка (или ниже при подозрении на гепато-мегалию) | |
| ■ до перехода перкуторного тимпанического звука в тупой | |
| ■ вторую точку отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (нижний край пальца-плессиметра) | |
| | |
| ■ измерить первый размер сантиметровой лентой - расстояние между первой и второй точкой | |
| | |
| ■ третью точку отметить на пересечении перпендикулярной линии, проведенной из первой точки на переднюю срединную линию | |
| ■ перкутировать по передней срединной линии снизу вверх от уровня пупка (или ниже при подозрении на гепатомегалию) | |
| ■ располагать палец-плессиметр горизонтально | |
| ■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| ■ до перехода перкуторного тимпанического звука в тупой | |
| ■ четвертую точку отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (нижний край пальца-плессиметра) | |
| ■ измерить второй размер сантиметровой лентой - расстояние между третьей и четвертой точкой | |
| | |
| ■ перкутировать по левой реберной дуге в медиальном направлении от левой передней подмышечной линии | |
| ■ располагать палец-плессиметр перпендикулярно левой реберной дуге | |
| ■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| ■ до перехода перкуторного тимпанического звука в тупой | |
| ■ пятую точку отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра) | |
| ■ измерить третий размер сантиметровой лентой - расстояние между третьей и пятой точкой | |
| Проговорить заключение с указанием | |
| размеров печени по Курлову (рис. 8.14): | |
| | |
| | |
| | |
Рис. 8.11. Методика глубокой пальпации печени: расположение обеих рук (а); в разрезе - сдвигание рукой кожи на вдохе (1); погружение на выдохе (2, 3); при проскальзывании печени оценка характеристик (4)
Рис. 8.12. Методика поверхностной пальпации печени: расположение руки по отношению к краю печени (а); определение нижнего края (б)
Рис. 8.13. Расположение печени относительно правого края реберной дуги: 1 - у детей младше 2 лет; 2 - у детей с 2-4 до 5-6 лет; 3 - у детей старше 7 лет
Рис. 8.14. Размеры печени по М.Г. Курлову: 1 - первый размер печени (соответствует правой доле); 2 - второй размер печени; 3 - третий (косой) размер печени (соответствует левой доле)
8.3. Симптомы поражения желчевыводящих путей
| | |
| Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации и перкуссии | |
| Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации и перкуссии | |
| | |
| Пальпировать болевые зоны и точки: | |
| • холедоходуоденальную зону - правый верхний квадрант, ограниченный правой реберной дугой, белой линией живота и линией, проходящий через пупок | |
| • точка желчного пузыря (точка Кера) - место пересечения правой реберной дуги и правого края прямой мышцы живота | |
| | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • отсутствия (наличия) болезненности в конкретной зоне и точке | |
| Определить симптомы поражения желчного пузыря - пузырные симптомы: | |
| | |
| | |
| ■ пальпировать одним-двумя пальцами в точке Кера (место пересечения правой реберной дуги и правого края прямой мышцы живота) | |
| ■ оценить наличие болезненности при пальпации | |
| • симптом Курвуазье-Терье: | |
| ■ пальпировать одним-двумя пальцами в точке Кера | |
| ■ обнаружить отсутствие (наличие) пальпируемого желчного пузыря | |
| | |
| ■ погружать один-два пальца в точке Кера с целью определения болезненности | |
| ■ оценить наличие болезненности на высоте вдоха | |
| • симптом Георгиевского-Мюсси (правосторонний frenicus-симптом): | |
| ■ надавливать одним-двумя пальцами над ключицей между ножками правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы | |
| ■ оценить наличие болезненности при пальпации | |
| | |
| ■ перкутировать двумя согнутыми пальцами в точке желчного пузыря | |
| ■ оценить наличие болезненности при пальпации | |
| • симптом Ортнера-Грекова: | |
| ■ поколачивать ребром ладони умеренно | |
| ■ по правой реберной дуге | |
| ■ число ударов - три-четыре | |
| Проговорить заключение с указанием: | |
| • наличия отрицательного (положительного) конкретного симптома | |
8.4. Пальпация и перкуссия селезенки
| | |
| Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации | |
| Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации | |
| | |
| Провести пальпацию селезенки: | |
| • в положении пациента лежа на спине | |
| • проводить пальпацию бимануально (рис. 8.15) | |
| • положить ладонь недоминантной руки исследующего на левую реберную дугу пациента для ограничения подвижности ребер и увеличении подвижности диафрагмы | |
| • расположить ладонь доминантной руки со слегка согнутыми пальцами в области левого подреберья, образовав одну линию | |
| • произвести легкое скользящее движение сверху вниз | |
| Провести пальпацию в положении на правом боку по Сали (рис. 8.16): | |
| • ребенка уложить на правый бок | |
| • руки пациента положить под голову | |
| • согнуть голову так, чтобы подбородок касался грудины | |
| • правую ногу вытянуть, а левую слегка согнуть в тазобедренном и коленном суставах | |
| • проводить пальпацию бимануально | |
| • положить ладонь недоминантной руки исследующего на левую реберную дугу пациента для ограничения подвижности ребер и увеличении подвижности диафрагмы | |
| • расположить ладонь доминантной руки со слегка согнутыми пальцами в области левого подреберья на уровне IX-X ребра | |
| • сместить кожную складку несколько книзу на вдохе пациента | |
| • погрузить пальцы внутрь брюшной полости во время выдоха пациента | |
| • попросить пациента глубоко вдохнуть, и селезенка под давлением диафрагмы опустится вниз навстречу пальцам | |
| Проговорить заключение с указанием (при изменениях их характер): | |
| • характеристики селезенки: | |
| | |
| ■ расположение относительно края реберной дуги (в сантиметрах) | |
| | |
| | |
| | |
| ■ отсутствие (наличие) болезненности при пальпации | |
| Определить перкуторные размеры селезенки (рис. 8.17): | |
| • положить пациента на правый бок | |
| • определить длинник селезенки: | |
| ■ вести перкуссию слабой силы | |
| ■ перкутировать по X ребру от края левой реберной дуги по направлению к позвоночнику | |
| ■ располагать палец-плессиметр перпендикулярно X ребру | |
| ■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| ■ до перехода перкуторного тимпанического звука в притупленный | |
| ■ сделать отметку по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра) | |
| ■ перкутировать по X ребру от задней подмышечной линии по направлению вперед | |
| ■ располагать палец-плессиметр перпендикулярно X ребру | |
| ■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| ■ до перехода перкуторного тимпанического звука в притупленный | |
| ■ сделать отметку по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра) | |
| ■ измерить длинник селезенки сантиметровой лентой - расстояние между точками на Х ребре | |
| • определить поперечник селезенки: | |
| ■ перкутировать по линии, проведенной перпендикулярно длин-нику селезенки через его середину по направлению сверху вниз, начиная от уровня VII ребра | |
| ■ располагать палец-плессиметр параллельно Х ребру | |
| ■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| ■ до перехода перкуторного тимпанического звука в притупление | |
| | |
| ■ сделать отметку по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра) | |
| ■ перкутировать по линии, проведенной перпендикулярно длин-нику селезенки через его середину по направлению снизу вверх начиная ниже ХII ребра | |
| ■ располагать палец-плессиметр параллельно Х ребру | |
| ■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра | |
| ■ до перехода перкуторного тимпанического звука в притупление | |
| ■ сделать отметку по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра) | |
| ■ измерить поперечник селезенки сантиметровой лентой - расстояние между точками на перпендикуляре к Х ребру | |
| Проговорить заключение с указанием размеров селезенки: | |
| | |
| | |
Рис. 8.15. Бимануальная пальпация селезенки
Рис. 8.16. Положение ребенка при пальпации по Сали
Рис. 8.17. Определение перкуторных размеров селезенки: 1 - поперечник; 2 - длинник