Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 10 / 15
Страница 1 / 1

Раздел 9. ИССЛЕДОВАНИЕ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящего осмотра

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение осмотра

□ Да □ Нет

3

Проводить осмотр при достаточном освещении

□ Да □ Нет

Осмотр

4

Осмотреть в последовательности сверху вниз:

• лицо

□ Да □ Нет

• живот

□ Да □ Нет

• поясничную область

□ Да □ Нет

• верхние конечности

□ Да □ Нет

• нижние конечности

□ Да □ Нет

5

Проговорить заключение, указав:

• при осмотре лица:

■ цвет кожного покрова

□ Да □ Нет

■ цвет слизистых оболочек

□ Да □ Нет

■ отсутствие (наличие) facies nephritica - рис. 9.1

□ Да □ Нет

■ отсутствие (наличие) запаха аммиака от пациента

□ Да □ Нет

• при осмотре живота:

■ форму

□ Да □ Нет

■ размеры: увеличение объема живота

□ Да □ Нет

■ симметричность

□ Да □ Нет

■ отсутствие (наличие) выбухания над лоном

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

■ отсутствие (наличие) венозной сети в области живота

□ Да □ Нет

■ отсутствие (наличие) следов от давления одежды

□ Да □ Нет

• при осмотре поясничной области:

■ цвет кожного покрова

□ Да □ Нет

■ отсутствие (наличие) припухлости, отеков

□ Да □ Нет

• при осмотре конечностей:

■ цвет кожного покрова

□ Да □ Нет

■ отсутствие (наличие) отеков на голенях, тыле стопы, лодыжках; следы от давления одежды

□ Да □ Нет

■ отсутствие (наличие) сглаженности контуров суставов

□ Да □ Нет

Пальпация

6

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации

□ Да □ Нет

7

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации

□ Да □ Нет

8

Провести бимануальную пальпацию почек в положении лежа:

• предложить пациенту занять положение:

■ лечь на спину без подушки

□ Да □ Нет

■ попросить слегка согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах

□ Да □ Нет

■ руки положить вдоль тела или на грудь

□ Да □ Нет

■ исследующему расположиться справа от пациента на стуле/ кровати

□ Да □ Нет

■ пальпировать с обеих сторон (рис. 9.2)

□ Да □ Нет

• Бимануальная пальпация правой почки (рис. 9.2, а):

недоминантную руку положить на поясничную область, упираясь пальцами в угол, образованный ХII ребром и наружным краем длинной мышцы спины

□ Да □ Нет

доминантную руку - в правый фланк, кнаружи от прямых мышц живота на уровне реберной дуги

□ Да □ Нет

■ пальпировать непосредственно в правом подреберье, стараясь сомкнуть обе руки

□ Да □ Нет

• Бимануальная пальпация левой почки (рис. 9.2, б):

■ недоминантную руку положить в правый фланк, кнаружи от прямых мышц живота на уровне реберной дуги

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

■ пальцы расположить в точке пересечения нижнего края XII ребра и наружного края длинной мышцы спины слева

□ Да □ Нет

■ доминантную руку переместить к наружному краю левой прямой мышцы на уровне реберной дуги

□ Да □ Нет

■ пальпировать непосредственно в левом подреберье, стараясь сомкнуть обе руки

□ Да □ Нет

9

Провести бимануальную пальпацию почек в положении стоя:

• предложить пациенту занять положение стоя (по возможности)

□ Да □ Нет

• предложить пациенту наклониться примерно под углом 45°, при котором происходит максимальное расслабление брюшной стенки (рис. 9.3)

□ Да □ Нет

• расположение рук исследователя и техника пальпации почек те же, что и при пальпации почек в положении ребенка лежа

□ Да □ Нет

10

Проговорить заключение с указанием:

• отсутствия (наличия) пальпируемых почек

□ Да □ Нет

• при наличии пальпируемой(-ых) почки (почек):

■ размер

□ Да □ Нет

■ подвижность

□ Да □ Нет

■ конфигурация

□ Да □ Нет

■ консистенция

□ Да □ Нет

11

Провести глубокую пальпацию болевых точек мочеточников:

• в положении ребенка лежа или стоя

□ Да □ Нет

• с помощью одного пальца руки

□ Да □ Нет

• возможна пальпация одновременно в симметричных точках

□ Да □ Нет

• производить давление на точки на выдохе

□ Да □ Нет

Болевые мочеточниковые точки спереди:

• верхние мочеточниковые точки:

■ в положении стоя попросить ребенка слегка наклониться вперед

□ Да □ Нет

■ одновременно I и III пальцами доминантной руки произвести давление в месте пересечения наружных краев прямых мышц живота с линией, соединяющей реберные дуги (рис. 9.4, а)

□ Да □ Нет

• средние мочеточниковые точки:

■ III пальцами обеих рук произвести давление в месте пересечения наружных краев прямых мышц живота с горизонтальной линией, проходящей через пупок (рис. 9.4, б)

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• нижние мочеточниковые точки:

■ III пальцами обеих рук произвести давление в месте пересечения внутренних краев прямых мышц живота с горизонтальной линией, проходящей над лоном, местах впадении мочеточников в мочевой пузырь (рис. 9.4, в)

□ Да □ Нет

Болевые мочеточниковые точки сзади:

• реберно-поясничные:

■ произвести давление I пальцами обеих рук в месте пересечения реберных дуг с длинными мышцами спины (рис. 9.4, г)

□ Да □ Нет

• реберно-позвоночные:

■ произвести давление I пальцами обеих рук в месте пересечения XII реберной дуги с позвоночником (рис. 9.4, д)

□ Да □ Нет

12

Проговорить заключение с указанием:

• отсутствие (наличие) болезненности конкретных пальпируемых точек

□ Да □ Нет

13

Определить окружность живота на уровне пупка сантиметровой лентой

□ Да □ Нет

14

Проговорить заключение с указанием:

• окружность живота _____см

□ Да □ Нет

15

Провести исследование и проговорить заключение по почечным отекам (см. раздел 11, отечный синдром)

□ Да □ Нет

16

Провести пальпацию мочевого пузыря:

• установить доминантную руку в надлобковой области

□ Да □ Нет

• рукой образовать кожную складку, направленную к пупку

□ Да □ Нет

• прием повторить, постепенно продвигаясь вниз, к лонному сочленению (рис. 9.5)

□ Да □ Нет

17

Проговорить заключение с указанием:

• верхняя граница мочевого пузыря не пальпируется

□ Да □ Нет

• при ее определении - высота стояния мочевого пузыря над лоном см

□ Да □ Нет

Перкуссия

18

Провести перкуссию мочевого пузыря:

• перкутировать по средней линии живота сверху от уровня пупка вниз до лобка

□ Да □ Нет

• палец-плессиметр располагать горизонтально

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• при выявлении притупления перкуторного звука поставить метку со стороны верхнего края пальца

□ Да □ Нет

19

Проговорить заключение с указанием:

• верхняя граница мочевого пузыря не определяется

□ Да □ Нет

• при определении верхней границы высота стояния мочевого пузыря над лоном _____см

□ Да □ Нет

20

Оценить симптом Пастернацкого:

• в положении ребенка стоя, сидя или лежа

□ Да □ Нет

• поколачивание производить в месте проекции почек поясничной области справа и слева последовательно

□ Да □ Нет

• детям старшего возраста производить легкое поколачивание ребром ладони, расположенной горизонтально, со слегка согнутыми пальцами (непосредственная перкуссия) - рис. 9.6, а

□ Да □ Нет

• детям раннего возраста производить легкое поколачивание ребром ладони доминантной руки по тыльной поверхности недоминантной руки исследующего (опосредованная перкуссия) - рис. 9.6, б

□ Да □ Нет

• выполнить 2-3 удара

□ Да □ Нет

21

Проговорить заключение с указанием:

• при отсутствии боли - симптом Пастернацкого отрицательный, при наличии боли - положительный

□ Да □ Нет

Рис. 9.1. Facies nephritica

Рис. 9.2. Пальпация левой (а) и правой (б) почки в положении лежа

Рис. 9.3. Пальпация правой почки в положении стоя

Рис. 9.4. (Начало) Болевые точки спереди: верхние мочеточниковые точки (а); средние мочеточниковые точки (б)

Рис. 9.4. (Окончание) Болевые точки спереди: верхние мочеточниковые точки (а); средние мочеточниковые точки (б); нижние мочеточниковые точки (в); сзади: реберно-поясничные (г); реберно-позвоночные (д)

Рис. 9.5. Пальпация мочевого пузыря

Рис. 9.6. Перкуссия поясничной области - симптом Пастернацкого

Для продолжения работы требуется вход / регистрация