только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 11 / 15
Страница 1 / 1

Раздел 10. БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить представителю ребенка ход предстоящего исследования

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие представителя ребенка

□ Да □ Нет

Рефлексы орального автоматизма

3

Проверить наличие (отсутствие) поискового рефлекса Куссмауля (до 3-4 мес):

• погладить пальцем или соской угол рта ребенка (рис. 10.1)

□ Да □ Нет

• обратить внимание на угол рта и поворот головы в сторону раздражителя

□ Да □ Нет

4

Проверить наличие (отсутствие) сосательного рефлекса (до 1 года):

• дать ребенку соску или прикоснуться пальцем к его губам (рис. 10.2)

□ Да □ Нет

• увидеть, что ребенок охватил губами и начал ритмичные сосательные движения

□ Да □ Нет

5

Проверить наличие (отсутствие) хоботкового рефлекса (до 2-3 мес):

• выполнить легкий удар пальцем по губам ребенка (рис. 10.3)

□ Да □ Нет

• увидеть сокращение круговой мышцы рта ребенка, вызывающее вытягивание губ хоботком

□ Да □ Нет

6

Проверить наличие (отсутствие) ладонно-ротового рефлекса Бабкина (до 2 мес):

• надавить на ладонную поверхность одной или обеих рук в области тенара (рис. 10.4)

□ Да □ Нет

• обратить внимание на открывание рта, а также возможное высовывание языка по средней линии

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

Рефлексы спинального автоматизма

7

Проверить наличие (отсутствие) хватательного рефлекса - верхний и нижний рефлексы Робинсона (до 4 мес):

• надавить на ладони ребенка, уложив в его ручки I (большие) пальцы исследующего

□ Да □ Нет

• увидеть, как пальцы ребенка рефлекторно сжимаются и обхватывают палец исследующего (рис. 10.5)

□ Да □ Нет

• хватательный нижний рефлекс вызвать так же, как верхний: большим пальцем надавливать на подушечку стопы, ребенок подожмет пальчики

□ Да □ Нет

8

Проверить наличие (отсутствие) рефлекса ползания Бауэра (до 4 мес):

• выполнить упор ладонью в стопы ребенка (рис. 10.6, а)

□ Да □ Нет

• наблюдать ползающие движения руками и ногами вперед (рис. 10.6, б)

□ Да □ Нет

9

Проверить наличие (отсутствие) рефлекса опоры и автоматической ходьбы (до 1,0-1,5 мес):

• на весу поставить ребенка на пеленальный столик

□ Да □ Нет

• держать ребенка за подмышки и ручки, удерживая головку

□ Да □ Нет

• увидеть упор на стопы ребенка

□ Да □ Нет

• слегка наклонить кпереди туловище

□ Да □ Нет

• наблюдать переступание ног, шаговые движения (рис. 10.7)

□ Да □ Нет

10

Проверить наличие (отсутствие) рефлекса Моро (до 4-5 мес):

• вызвать любое раздражающее движение, начиная с быстрого распеленовывания ребенка до удара своей рукой по пеленальному столу не ближе 20-30 см от его головки

□ Да □ Нет

• наблюдать в 1-й фазе частичное разведение ручек с раскрытием кулачков

□ Да □ Нет

• затем во 2-й фазе - их сведение с тенденцией к обхвату туловища

□ Да □ Нет

11

Проверить наличие (отсутствие) рефлекса Галанта (до 3-4 мес):

• провести штриховое раздражение пальцем паравертебрально от позвоночника сверху вниз

□ Да □ Нет

• обратить внимание на туловище ребенка, которое изгибается дугой, открытой в сторону раздражения

□ Да □ Нет

12

Проверить наличие (отсутствие) рефлекса Бабинского (до 2 лет):

Действие

Отметка о выполнении

• вызвать очень нежное раздражение наружного края подошвы (рис. 10.8, а)

□ Да □ Нет

• наблюдать в ответ тыльное сгибание стопы с веерообразным раскрытием пальцев (рис. 10.8, б)

□ Да □ Нет

13

Выполнить заключение по исследованию рефлексов:

• у ребенка вызываются рефлексы (с их перечислением)

□ Да □ Нет

• рефлексы соответствуют возрасту/снижены/повышены

□ Да □ Нет

Рис. 10.1. Исследование поискового рефлекса Куссмауля

Рис. 10.2. Исследование сосательного рефлекса

Рис. 10.3. Исследование хоботкового рефлекса

Рис. 10.4. Исследование ладонно-ротового рефлекса Бабкина

Рис. 10.5. Исследование хватательного рефлекса Робинсона

Рис. 10.6. Исследование рефлекса ползания Бауэра: упор ладонью в стопы (а); ползающие движения (б)

Рис. 10.7. Исследование рефлекса опоры и автоматической ходьбы

Рис. 10.8. Исследование рефлекса Бабинского: раздражение наружного края подошвы (а); тыльное сгибание стопы с веерообразным раскрытием пальцев (б)

Для продолжения работы требуется вход / регистрация