| | |
| Коротко разъяснить представителю ребенка ход предстоящего исследования | |
| Получить устное согласие представителя ребенка | |
Рефлексы орального автоматизма |
| Проверить наличие (отсутствие) поискового рефлекса Куссмауля (до 3-4 мес): | |
| • погладить пальцем или соской угол рта ребенка (рис. 10.1) | |
| • обратить внимание на угол рта и поворот головы в сторону раздражителя | |
| Проверить наличие (отсутствие) сосательного рефлекса (до 1 года): | |
| • дать ребенку соску или прикоснуться пальцем к его губам (рис. 10.2) | |
| • увидеть, что ребенок охватил губами и начал ритмичные сосательные движения | |
| Проверить наличие (отсутствие) хоботкового рефлекса (до 2-3 мес): | |
| • выполнить легкий удар пальцем по губам ребенка (рис. 10.3) | |
| • увидеть сокращение круговой мышцы рта ребенка, вызывающее вытягивание губ хоботком | |
| Проверить наличие (отсутствие) ладонно-ротового рефлекса Бабкина (до 2 мес): | |
| • надавить на ладонную поверхность одной или обеих рук в области тенара (рис. 10.4) | |
| • обратить внимание на открывание рта, а также возможное высовывание языка по средней линии | |
| | |
Рефлексы спинального автоматизма |
| Проверить наличие (отсутствие) хватательного рефлекса - верхний и нижний рефлексы Робинсона (до 4 мес): | |
| • надавить на ладони ребенка, уложив в его ручки I (большие) пальцы исследующего | |
| • увидеть, как пальцы ребенка рефлекторно сжимаются и обхватывают палец исследующего (рис. 10.5) | |
| • хватательный нижний рефлекс вызвать так же, как верхний: большим пальцем надавливать на подушечку стопы, ребенок подожмет пальчики | |
| Проверить наличие (отсутствие) рефлекса ползания Бауэра (до 4 мес): | |
| • выполнить упор ладонью в стопы ребенка (рис. 10.6, а) | |
| • наблюдать ползающие движения руками и ногами вперед (рис. 10.6, б) | |
| Проверить наличие (отсутствие) рефлекса опоры и автоматической ходьбы (до 1,0-1,5 мес): | |
| • на весу поставить ребенка на пеленальный столик | |
| • держать ребенка за подмышки и ручки, удерживая головку | |
| • увидеть упор на стопы ребенка | |
| • слегка наклонить кпереди туловище | |
| • наблюдать переступание ног, шаговые движения (рис. 10.7) | |
| Проверить наличие (отсутствие) рефлекса Моро (до 4-5 мес): | |
| • вызвать любое раздражающее движение, начиная с быстрого распеленовывания ребенка до удара своей рукой по пеленальному столу не ближе 20-30 см от его головки | |
| • наблюдать в 1-й фазе частичное разведение ручек с раскрытием кулачков | |
| • затем во 2-й фазе - их сведение с тенденцией к обхвату туловища | |
| Проверить наличие (отсутствие) рефлекса Галанта (до 3-4 мес): | |
| • провести штриховое раздражение пальцем паравертебрально от позвоночника сверху вниз | |
| • обратить внимание на туловище ребенка, которое изгибается дугой, открытой в сторону раздражения | |
| Проверить наличие (отсутствие) рефлекса Бабинского (до 2 лет): | |
| | |
| • вызвать очень нежное раздражение наружного края подошвы (рис. 10.8, а) | |
| • наблюдать в ответ тыльное сгибание стопы с веерообразным раскрытием пальцев (рис. 10.8, б) | |
| Выполнить заключение по исследованию рефлексов: | |
| • у ребенка вызываются рефлексы (с их перечислением) | |
| • рефлексы соответствуют возрасту/снижены/повышены | |
Рис. 10.1. Исследование поискового рефлекса Куссмауля
Рис. 10.2. Исследование сосательного рефлекса
Рис. 10.3. Исследование хоботкового рефлекса
Рис. 10.4. Исследование ладонно-ротового рефлекса Бабкина
Рис. 10.5. Исследование хватательного рефлекса Робинсона
Рис. 10.6. Исследование рефлекса ползания Бауэра: упор ладонью в стопы (а); ползающие движения (б)
Рис. 10.7. Исследование рефлекса опоры и автоматической ходьбы
Рис. 10.8. Исследование рефлекса Бабинского: раздражение наружного края подошвы (а); тыльное сгибание стопы с веерообразным раскрытием пальцев (б)