Общие вопросы педиатрии. Организация и структура педиатрической службы
Педиатрия (от греч. пαιδίον - ребёнок и ιαтρεία - лечение), по определению основоположника русской педиатрии С.Ф. Хотовицкого (1847), «есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». Основная задача педиатрии - сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребёнку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал жизни.
Врач общей практики/семейный врач - терапевт или педиатр, прошедший специальную подготовку по специальности «семейная медицина», что даёт ему право консультировать всех членов семьи, независимо от их пола и возраста, в любой области медицины (ЛОР, ортопедии, хирургии, офтальмологии, неврологии и др.), оказывая профилактическую, лечебную и реабилитационную помощь. Он прибегает к помощи и консультациям узких специалистов лишь в исключительных случаях.
Педиатрическая наука и практика семейного врача включает прежде всего педиатрию развития и первичную профилактику. Второй компонент - лечебная педиатрия, или педиатрия болезней (табл. 1.1). Средства первичной профилактики определяют итоги здоровья ребенка - с какой степенью здоровья, физических, интеллектуальных возможностей, с какими гарантиями активного долгожительства он выйдет во взрослый период жизни. Лечение больных детей - сложная задача в силу следующих особенностей: анатомо-физиологи-ческих особенностей детского организма; высокой вероятности осложнений и неадекватных реакций не только на саму болезнь, но и на многие средства, применяемые в процессе лечения.
Таблица 1.1. Компоненты педиатрической науки и практики
| |
| | |
| | |
Изучение и охрана развития здорового ребёнка | Система мер по защите и обеспечению развития ребёнка | Диагностика заболеваний, лечение больных детей |