Медицинское учреждение сегодня представляет собой не только место оказания медицинской помощи - это социально значимая организация, являющаяся крупным работодателем для многих граждан. Так, в типовой больнице на 600 коек с амбулаторным приемом работает примерно 1000-1300 сотрудников, из которых около 150-200 врачей, 350-500 - медицинские сестры, 200 - младший медицинский персонал и примерно 200 человек - административно-хозяйственный персонал. Поэтому очевидно, что любые организационные решения в судьбе медицинского учреждения всегда приковывают к себе внимание общественности.
Медицинская организация - это крупный бюджетодержатель. Бюджет 600-коечной больницы составляет от 800 млн до 2 млрд рублей (в зависимости от спектра решаемых задач), учреждение заключает контракты с большим количеством партнеров.
Современные медицинские организации можно разделить на монопрофильные и многопрофильные, амбулаторные и стационарные. Однако во всех монопрофильных организациях, например, онкодиспансерах, есть широкий перечень медицинских специальностей, по которым оказывают помощь как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Во многих амбулаторных учреждениях имеются койки дневного стационара, такие же койки есть и в стационарных учреждениях. Каждая больница скорой медицинской помощи оказывает экстренную и плановую помощь, а некоторые отделения такой клиники могут работать только в плановом режиме. Таким образом, имеющиеся границы во многом условны. Причина в том, что за последние 20-30 лет изменилась система финансирования медицинской помощи; изменилась, хотя и в меньшей степени, система взаимоотношений между учредителем и учреждением; реализуется модель
финансирования преимущественно через систему обязательного медицинского страхования. Представления об эффективной клинике меняются, а значит, меняется и функционал главного врача.