только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 14
Страница 1 / 39

Глава 3 юридические аспекты в управлении медицинской организацией

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

Марк Туллий Цицерон

Итак, вы замечательный высокопрофессиональный врач, назначенный главным врачом, наделенный широким кругом полномочий и еще большей ответственностью. Для успешной долгой работы в этой должности необходимо: самому разбираться в вопросах права и создать грамотную юридическую службу.

3.1. базовые правовые знания для руководителя медицинской организации

Любая сфера деятельности учреждения регулируется законодательством, поэтому руководитель должен обладать правовыми знаниями как минимум в ключевых сегментах права, что позволит глубже понимать суть возникающих вопросов.

В первую очередь предлагаю рассмотреть иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Наивысшую юридическую силу в нашей стране имеет Конституция РФ, в которой на это прямо указано в статье 15. Далее нормативно-правовые акты по своей силе располагаются в следующем порядке:

• федеральные конституционные законы;

• федеральные законы;

• указы Президента;

• постановления и распоряжения Правительства РФ;

• ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и другие документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств), вступающие в юридическую силу после утверждения Минюстом России;

• законы субъектов РФ;

• постановления и распоряжения правительств субъектов РФ. Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов.

Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, а также могут устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать. Вступают в силу подзаконные акты, принятые федеральными органами власти, после их утверждения Минюстом России, в противном случае они имеют методический характер и не носят обязательной юридической силы, равно как и письма, а также разъяснения органов исполнительной власти. Кроме того, официально разъяснять (толковать) применение того или иного нормативно-правового акта, в том числе федеральных законов, имеют право федеральные органы исполнительной власти в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина (Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 г. № 452). Например, Минэкономразвития России очень часто дает разъяснения по применению законодательства, в том числе Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом в своих письмах Минэкономразвития России обращает внимание, что согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, Министерство не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация