Основу управленческой деятельности составляют способы воздействия управляющих на объекты управления. В странах с рыночной экономикой они получили широкое развитие, что нашло свое отражение в названиях исторических этапов эволюции процесса управления.
Первый этап - «классическое управление» - относится к концу XIX - началу XX вв. Он сформировал функциональное управление, была разработана специализация управленческой деятельности, системы контроля, хронометраж и эргономика, теория администрирования. Ее представители - А. Файоль, Ф. Тейлор и др.
В 30-е гг. XX в. происходило интенсивное изучение воздействия производственной среды на поведение работников, их мотивацию. Яркие представители этого направления - Ф. Ротлисбергер, Э. Мэйо, Ю. Макгрегор и др.
В 60-е гг. XX в. наступил этап внедрения кибернетики в управление и использование разработанных в ней теорий, в первую очередь теории информатики, алгоритмов и принятия решения, а также построения математических моделей. В этот период получил развитие целевой подход в управлении, который во главу деятельности учреждения поставил не само выполнение функций - производственных процессов, а достижение целей, которые ставились каждому уровню в системе. Это существенно повлияло на переориентацию интересов учреждений на потребителя. Внутри учреждения изменило характер взаимоотношений между руководством и исполнителями в сторону большего интереса руководителей к нуждам и потребностям работников.
В настоящее время управление переживает период ситуационного подхода, что вызвано нарастающим динамизмом изменений в обществе. Растущая борьба граждан за свои права привела к увеличению социальной ответственности менеджмента, т.е. большего привлечения рыночных структур к решению социальных вопросов. Приоритетное развитие получили и информационные системы, обеспечивающие взаимосвязи между всеми заинтересованными сторонами.